logo
лекции журлова

2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.

Источниками развития коррекционной педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика коррекционного воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы и технологии воспитания.

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Кор­рекция, являясь составной частью единого педагогическо­го процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаи­мосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, зада­чи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие лич­ности ребенка.

Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, мето­ды и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагоги­ка вносит существенные поправки в методику и техноло­гию применения педагогических знаний, в содержание обу­чения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, оли­гофренопедагогике, логопедии и др.), ибо коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат. specialis – особый, частный), изучающих проблемы воспитания аномальных, т.е. с различными недостатками детей. Исходя из этого, она разрабатывает многие проблемы во взаимосвязи с другими педагогическими науками, прежде всего с дефектологией (от лат.defectus – недостаток и греч. logosслово, учение).

Дефектология – наука, которая исследует жизнедеятельность детей с особенностями психофизического развития, закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся дефектов в умственном и физическом развитии. Дефектология – интегрированная наука, которая включает коррекционную (специальную) педагогику, специальную психологию и клинические (медицинские) дисциплины. В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клиниче­ский, психологический, педагогический и социологиче­ский, которые в истории дефектологии то развивались не­зависимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.

Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики.

Медико-клинический аспект дефектологии раскрывает вопросы эти­ологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.

Психологический аспект устанавливает картину пси­хических аномалий, раскрывает своеобразие интеллекту­альной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнооб­разными психическими отклонениями, определяет симп­томы отдельных форм того или иного дефекта.

Педагогический аспект рассматривает проблемы ум­ственной отсталости, например, с точки зрения обучаемо­сти и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагоги­ческой коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему с точ­ки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, социально-педагогических причин, влияния на нее характе­ра и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характе­ристика, оценка их развития и поведения в ходе истори­ческой эволюции человеческого общества были неодно­значны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллекту­альная недостаточность, отклонения в умственном разви­тии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельно­сти человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, со­стояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодей­ствие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредст­венной материальной и моральной помощи людям, имею­щим физический или психический недостаток.

Также коррекционная педагогика связана с:

Диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.

Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного, необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного терминизма педагогических явлений и др.

Отдельное внимание следует уделить взаимосвязи коррекционной педагогики и психологии. Без знаний основ общей психологии человека трудно орга­низовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования закономерностей психиче­ского развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие осо­бенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического разви­тия, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.

Так, например, известный психолог Л.С. Выготский еще в 1956 г. обозначил категории детей, нуждающихся в психологической помощи и коррекции, к ним относятся: 1) трудные дети в массовой школе; 2) трудновоспитуемые дети в собственном смысле слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные); 3) психо- и невропатические дети; 4) умственно отсталые дети; 5) слепые и глухонемые дети; 6) логопаты; 7) психические и физически больные.

По сути это самая полная для своего времени и не потерявшая своей актуальности и сегодня классификация типов и видов трудновоспитуемости. По мнению Л.С. Выготского, специалист, осуществляющий коррекцию, должен учитывать, что принципиальные механизмы развития ребенка в норме и патологии едины, а именно:

На основании этих положений Л.С. Выготский подошел к разработке в психологии конкретных путей и средств помощи аномальным детям.

Значительное внимание в психологических исследованиях отводится эмоциям, как регулятору поведения и социальных контактов личности. Так, например, Л.Г. Ольшаников, С.И. Вершинина и др. отмечают положительную адаптивную роль эмоций. В рамках такого подхода основными функциями эмоциональных отношений человека с окружающими является содержание усвоенных личностью общепринятых мнений, суждений, установок по отношению к различным видам деятельности. А.В. Запорожец (1974), говоря о динамике развития психики детей и ее коррекции, придавал большое значение эмоциональной регуляции поведения как механизму, опосредованному различными внутренними средствами психологического процесса коррекции деятельности. Эмоциональная коррекция (в отличие от когнитивной) характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения ребенка в соответствии со смыслом ситуации и производимых в ней действий по реализации его ценностных установок и интересов.

Все названные выше теоретические положения дополняют и уточняют психологическую базу коррекционной педагогики.

Многие специалисты склоняются к тому, что будущее за целенаправленными специализированными отраслями, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности. Ибо, как показывает практика, сегодня 80% детей имеют ярко выраженные индивидуальные особенности, а 50% воспитанников подвержены отклоняющемуся поведению. В то же время об уровне развития научной отрасли судят по степени дифференцированности ее исследований и по многообразию связей этой отрасли с другими научными отраслями. На основе взаимосвязи концепций и теоретических положений различных научных отраслей, сопряженных с коррекционной педагогикой, возникают комплексные педагогические исследования, позволяющие повысить эффективность педагогической коррекции развития и воспитания детей.