3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
Советская дефектологическая наука попыталась найти комплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения детей и подростков. На одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) ставились задачи: вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания детей в них, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить пути подготовки кадров дефектологов. В работе съезда приняли участие многие специалисты, занимавшиеся проблемой аномального детства в дореволюционной России. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимый импульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее как общегосударственную, общенародную.
Новое время потребовало изменения взглядов на природу и сущность аномального детства, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений, потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу-экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896–1934), который сумел разобраться в теоретическом хаосе специальной педагогики того времени, выделить самое важное и существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощи аномальным детям в России.
Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы «связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства».
Теоретическое осмысление обозначенных проблем вызвало стремление создать целостное представление о ребенке на различных стадиях возрастного развития. Эту роль взяла на себя педология, обозначающая науку, призванную объединить разнообразные данные о ребенке.
Педология (от греч. paidos – дитя и logos – наука) – направление в педагогике и психологии, возникшее в конце ХIХ в. под воздействием эволюционных идей. Оно связывалось, прежде всего, с именем американского психолога Стенли Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. С. Холл (1846–1924) разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов. Он опирался на теорию рекапитуляции, в которой утверждается, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики.
Термин «педология» был предложен в 1893 г. американским психологом Оскаром Хрисманом, учеником С. Холла, для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Считается, что педология возникла в марте 1893 г., когда О. Хрисман в своей книге о психологии сформулировал идею создания новой науки, которая стала бы совокупностью старых наук – медицины, психологии, психиатрии, социологии и этнографии. Такая наука, по его мнению, должна была обеспечить целостный подход к изучению ребенка. Эту науку Хрисман назвал педологий. Наряду с термином «педология» в то время употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальная педагогика» и др.
Помимо названных ученых на Западе педологией активно занимались Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником российской педологии является блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад в развитие педологии в России внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
В 1907 г. в С.-Петербурге В.М. Бехтеревым был создан педологический институт, основан журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Организаторами исследований по изучению детского развития в это время стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. Педология была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педагогическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях.
Педология имела тесную связь с коррекционной педагогикой, которая стала интенсивно развиваться в России в первые годы советской власти. Прогресс коррекционной педагогики подтолкнули события и причины, весьма похожие на нынешние: смена общественного строя, крушение устоявшихся идеалов и принципов, гражданская война, детская беспризорность. Новым революционным правительством были поставлены задачи теоретически осмыслить возникшие социальные и педагогические явления, посадить за парты всех детей, в кратчайшие сроки покончить с детской беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений.
В 20-30-е г.г. ХХ в. осуществлялся ряд исследований по вопросам клинической дифференциации неуспевающих школьников, в которых подчеркивалось большое значение организации специального обучения и воспитания «временно ненормальных детей» (П. И. Растегаев, 1920) или детей «с пониженным общим развитием» (И. Борисов, 1925), предлагались пути и средства работы с такими детьми (Л.С. Выготский, 1928), отмечалось, что эти дети нуждаются в особом внимании со стороны учителей и врачей (Ф. А. Касторский, 1937 и Н. И. Озерецкий, 1938) и др.
На тот период были теоретически решены многие вопросы коррекционной педагогики, как в области обучения, так и воспитания. В частности, были даны определения безнадзорности и беспризорности, педагогической запущенности, детской преступности.
С целью оказания коррекционной помощи детям и решения социально-педагогических проблем в целом в России и на белорусских землях функционировал ряд учебно-воспитательных структур: детский инспекториат, детский приемный пункт, распределительно-наблюдательный пункт, комиссия по делам несовершеннолетних, институт социального перевоспитания, институт опеки.
Решение этих важных проблем способствовало яркому расцвету таланта видных российских педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, С.М. Ривеса, Н.П. Шульмана, М.М. Пистрака, В.Н. Сороки-Росинского, З.Н. Гинзбурга, которые в 20-х гг. открывали новые школы и коммуны, осуществляли коррекционное воспитание детей на основе их трудовой деятельности.
Так А.С. Макаренко (1888–1939) был организатором воспитательных колоний для малолетних преступников. Например, в Полтавской трудовой колонии для трудных детей, которой он руководил, в 1924 г. содержалось за воровство – 51, безнадзорность–39, убийство –2, бандитизм–6 детей и подростков до 16 лет. А.С. Макаренко прославился созданием новых эффективных методик превентивного и коррекционного воспитания, которые до сих пор остаются непревзойденными в отечественной и мировой педагогике, так как все его воспитанники встали на путь исправления.
Много сделал для развития теории и практики коррекционного воспитания и С.Т. Шацкий (1878–1934). Один из его педагогических экспериментов был связан с организацией в Калужской губернии трудовой колонии «Бодрая жизнь», где он реализовывал программу перевоспитания трудных детей и подростков на основе организованного производительного труда.
Павел Петрович Блонский (1884–1941) – биогенетик, философ, психолог, педагог, автор биогенетической концепции развития личности, а также концепции трудовой школы – организовал Академию социального воспитания в Москве, проводил опытно-экспериментальную работу в школах. С середины 1920 г. теоретические интересы Блонского сосредоточились на педологии. Он настаивал на глубоком знании и учете в воспитании половых, возрастных, персональных и типических особенностей ребенка. По его мнению, педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Инструментарием научной педагогики он называл объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью специальных тестов. Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. По результатам тестов определялся уровень развития ребенка. При этом ребенок слабого типа не должен был конкурировать с ребенком сильного типа, так как он нуждался в дополнительных занятиях.
После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, были проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928–1932). Распространение педологии в России в 1920–1930 гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В 1920-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрел метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза. Применяя метод тестирования, педологи приходили к неутешительным выводам
Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что педология была готова к решению основных теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили педологию как науку и практику и потребовали от нее «саморазоблачения». В СССР педологические исследования проводились в 1920–1930-х гг., а затем были запрещены. В 1936 г. вышло постановление ЦКРКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое педологические взгляды трактовало как вредные и не соответствующие советскому образу жизни.
В послевоенное время в СССР исследования в области коррекционной педагогики, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии и поведении возобновляются (Д. Д. Бекарюков, 1947 и др.).
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.