logo
лекции журлова

4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.

До недавнего времени учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточ­ностью в период обучения в V–IX (ныне VI–X) классах получали обя­зательную профессиональную подготовку. Такое раннее начало трудового обучения существенно ограничивало возможности учета как медицинских рекомендаций, так и профессиональных интересов учащихся при решении вопроса о рациональном подборе профессии.

Более того, вспомогательные школы имели возможность осуществлять подготовку в рамках весьма ограниченного круга профессий. Наиболее рас­пространенными профилями профессионально-трудового обучения были швейное, столярное, столярно-плотничное, слесарное, обувное, штукатурно-малярное, картонажно-переплетное дело и сельскохозяйственный труд. Про­водилось также обучение профессиям санитарки, цветовода, озеленителя, рабочих предприятий общественного питания. Обычно вспомогательные школы имели условия для обучения трем–пяти профессиям из указанно­го перечня, что еще больше ограничивало возможности профессионального выбора.

Раннее начало обучения отдельным массовым профессиям было ори­ентировано на достаточно стабильный рынок труда, который в наше время претерпел серьезные изменения в связи с изменившейся экономической ситуацией. В 1990-е годы неэффективность ранней профессионализации трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью стала очевидной, что заставило задуматься о расширении их общетрудовой подготовки.

На современном этапе для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки 1-го отделения вспомогательной школы и специальных групп учреждений профессионально-технического образования. Кроме того, значительная часть учащихся с интеллектуальной недостаточ­ностью стала обучаться в классах интегрированного обучения, что обусловило целесообразность сближения программного содержания их трудового обучения с тем, которое предусмотрено для учреждений общего среднего образования.

В 2004 г. Министерством образования Республики Беларусь была утверждена программа «Трудовое обучение» для VI–X классов 1-го отделения вспомогательной школы, определившая переход именно к общетрудовой подготовке учащихся этих классов. Данная программа была разработана с учетом ее реализации в условиях, как вспомогательной школы, так и классов интегрированного обучения. В настоящее время содержание программы уточняется с учетом результатов ее апробации.

Цель трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в VI–X классах состоит в их ориентировании на получение профессии в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки в учреж­дениях профессионально-технического образования или непосредственно на производстве.

Выпускники ХI или ХII класса углубленной социальной и профессиональной подготовки первого отделения вспомогательной школы, успешно прошедшие итоговую аттестацию за период обучения в названных классах, получают справку о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии.

В соответствии с указанной целью, задачами трудового обучения являются:

Реализация указанных задач осуществляется на учебном материале, содержание которого определено с учетом действующих учебных программ школ общего типа, что важно для обеспечения качества трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях не только вспо­могательной школы, но и интегрированного обучения.

В учебной программе по трудовому обучению предусмотрены разделы «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Обработка тканей», «Обработка продуктов питания», «Растениеводство и животноводство», «Ремесла» и др. Программой предусмотрена также возможность изучения ремонтно-строительных работ. Это позволяет готовить учащихся с интеллектуальной недостаточностью к обучению в учреждениях профессионального образова­ния строительного профиля.

Для девочек обязательным является изучение технологии обработки тканей. Мальчиков рекомендуется обучать обработке древесины, но допус­кается изучение ими технологии обработки ткани вместо обработки древе­сины, что традиционно практикуется в трудовом обучении разных категорий учащихся. Отметим, что знания и умения в области обработки тканей в будущем могут оказаться и для мальчиков весьма полезными.

Из остальных указанных выше разделов, которые рекомендованы для организации трудового обучения, как мальчиков, так и девочек (за исклю­чением обработки металлов), школа выбирает либо один (кроме ремесел) либо два с учетом собственной учебно-материальной базы, производственного окружения, перспектив получения учащимися профессиональной подготовки.

Необходимостью решения задач общетрудовой подготовки учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлено и включение в учебную программу разделов «Техническая графика», «Электричество», «Профессиональное самоопределение». Их изучение является обязательным, но осу­ществляется в системе занятий по ранее указанным разделам с учетом их содержания. Например, содержание предусмотренных разделом «Техническая графика» упражнений в распознавании технического рисунка, эскиза, чертежа уточняется учителем в зависимости от их проведения с использованием указанных средств наглядности, применяемых на занятиях либо с древесиной, либо с металлами, либо с тканями.

Трудовое обучение учащихся VI–X классов с интеллектуальной недостаточностью строится на следующих принципах:

Рассмотрим следующие положения, раскрывающие названные выше принципы.

Исходя из анализа особенностей овладения учащимися с интеллекту­альной недостаточностью двигательными трудовыми навыками, педагоги придерживаются следующих рекомендаций по их формированию:

Коррекционно направленное трудовое обучение имеет целью уменьшить те или иные недостатки в трудовой деятельности умственно отсталых учащихся, приблизить эту деятельность по ее структуре к содержанию к деятельности подростков с нормальным развитием интеллекта.