5. Система профессионального образования лиц с опфр.
Профессиональное обучение является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития и направлено на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Внимание профессиональному самоопределению учащихся с ОПФР и их профессиональной подготовке уделяется уже в достаточной мере в общеобразовательных учреждениях. Так, например, в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах):
-
на I ступени общего среднего образования осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся, способствующая приобретению ими первоначального опыта участия в различных видах деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами;
-
на II ступени общего среднего образования ведущей является общественно значимая деятельность, возрастают возможности самоорганизации, возникают профессиональные намерения, составляющие основу для профессионального самоопределения учащихся;
-
на III ступени общего среднего образования основным целевым ориентиром профессионального самоопределения учащихся является обеспечение пространства выбора будущей профессиональной деятельности. Это позволит учащимся сориентироваться в многообразии профессий и видов профессиональной деятельности.
Во вспомогательных школах (школах-интернатах):
-
в первом отделении осуществляется подготовка к осознанному профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечению социальной адаптации и интеграции их в общество;
-
во втором отделении ведущей является деятельность по формированию у учащихся социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивающего максимально возможную интеграцию в общество.
Особое внимание уделяется профессиональной подготовке учащихся с ОПФР в системе профессионально-технического образования.
Так, в системе профессионально-технического образования Республики Беларусь на период начала 2011/12 учебного года функционирует 9 центров профессиональной и социальной реабилитации, в которых обучается около 2 102 учащихся с особенностями психофизического развития. К ним относятся лица с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата. К этой категории также относятся учащиеся, имеющие инвалидность по общему заболеванию.
Важнейшим вопросом организации и методики профессионального обучения учащихся с ОПФР является его дифференциация с учетом реальных достижений каждого ученика и выраженности испытываемых им затруднений в процессе обучения.
Наибольшее количество среди учащихся с ОПФР составляют учащиеся с диагнозом «интеллектуальная недостаточность» (около 70 %), которая имеет различные степени выраженности. Так, лёгкая умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, составляющая 75–89 % от всей популяции умственно отсталых. Диапазон интеллектуальной недостаточности у умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50–69. относительная сохранность внимания, достаточно хорошая способность к выработке стереотипов в условиях систематичности и регулярности повторных действий приводит к формированию необходимых трудовых стереотипов. При данном нарушении доступен широкий круг профессий: слесарь по ремонту сельскохозяйственного оборудования; тракторист-машинист категорий А, Б, В, Д, водитель автомобиля категории С; монтажник санитарно-технических систем и оборудования; столяр, плотник; маляр, штукатур; облицовщик, плиточник; обувщик по ремонту обуви; обувщик по индивидуальному пошиву обуви; оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; овощевод, садовод; цветовод; рабочий зелёного строительства; портной, швея, вышивальщица.
Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития, при которой диапазон интеллектуальной недостаточности составляет в показателях IQ 35–49 (около 10 % от общего числа умственно отсталых). При обучении посредством многократного показа с постепенным усложнением задания учащиеся с умеренной интеллектуальной недостаточностью способны выполнять простую практическую работу при тщательном построении заданий, постоянных наблюдениях и указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им недоступна. При данном нарушении учащиеся могут освоить такие профессии, как оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, овощевод, садовод, цветовод, рабочий зелёного строительства, маляр, штукатур.
Тяжёлая (IQ 20–34) и глубокая (IQ 0–19) степени умственной отсталости являются противопоказаниями к получению профессий.
На сегодняшний день в республике действует ряд профессиональных учебных учреждений, в которых созданы условия для получения профессионального образования лицами с ОПФР. В числе таких учебных учреждений следующие.
Минский государственный профессиональный лицей № 2 лёгкой промышленности предоставляет овладение профессиями:
-
Швея, портной (для учащихся с особенностями психофизического развития (нарушение слуха).
Учреждение образования «Могилёвский государственный экономический профессионально-технический колледж» осуществляет приём детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития в центр реабилитации по специальностям: инкрустатор, столяр, Изготовитель художественных изделий из лозы, швея, вышивальщица.
Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности». В колледже действует Центр профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов с особенностями физического развития, осуществляющий приём на учёбу выпускников школ, которые самостоятельно могут передвигаться, обслуживать себя и по медицинским показаниям могут обучаться по следующим профессиям:
Специальная группа: оператор ЭВМ; сборщик обуви
Интегрированные группы: парикмахер; горничная; сборщик обуви; затяжчик обуви; счетовод; аппаратчик широкого профиля производства химико-фармацевтических препаратов; агент по снабжению (сбыту);
Также в число профессиональных учебных заведений, в которые могут поступать дети с ОПФР в нашей республике входят:
-
Минский государственный профессионально-технический колледж электроники
-
Борисовский государственный политехнический профессио-нальный лицей
-
Минское профессионально-техническое училище № 31
-
Гомельский государственный машиностроительный техникум
-
Гомельское профессионально-техническое училище № 230
-
Могилевский профессиональный технический колледж
-
Могилевский технический колледж Могилевского технического университета.
Существующая система профессиональная подготовки учащихся с ОПФР обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с особенностями развития в общество, способствует улучшению их морально-психологического состояния и предоставляет возможность полноценно жить.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.