logo
лекции журлова

2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.

Основополагающими принципами современной гуманистической педагогики провозглашены принципы демократизации и гуманизации, так как основной ценностью в обществе должна быть человеческая индивидуальность и ее максимальная самореализация. Для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу, уметь выразить свои чувства, продемонстрировать свои возможности и способности.

Названные принципы основываются на уважении к личности ученика, что предполагает равенство, равноправие, партнерство педагога и ученика в учебно-воспитательном процессе, несмотря на разницу в положении, уровне образования, возрасте и жизненном опыте. Проявлением уважения к ученику является:

Важнейшим принципом отношений учителя к учащимся является ориентация педагога на положительные отношения и чувства.

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы как поощрение и наказание, ибо разумное их дозирование является одним из наиболее действенных методов воспитания. Тем не менее, значительное число и родителей, и педагогов отдают предпочтение методу наказания, если ребенок что-то сделал не так, мало обращая при этом внимания на достижения, успехи и радости ребенка.

Ориентация педагога на положительные чувства предполагает использование наказания в исключительных случаях, основа же отношений должна строиться на внимании, заботе и любви к каждому ребенку, ибо только добрые чувства, такие, как любовь смогут помочь ученику раскрыться, найти свое место в жизни. В этом отношении следует прислушаться к советам Д. Карнеги:

Еще одним важным принципом отношений учителя к учащимся является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных (человеческих) отношений в общении педагога и учащегося. По сути, это вопрос дистанции отношений. Следует помнить, что даже при максимальной демократизации отношений дистанция должна сохраняться, так как, во-первых, всегда есть разница в возрасте и, во-вторых, дистанция должна определяться мерой уважения к учителю и его знаниям. В то же время сокращение дистанции, установление доброжелательных доверительных отношений означает «очеловечивание» общения. Это вполне нормальный процесс, который следует использовать в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, только здесь нужно соблюдать меру, чтобы не допустить с учениками панибратства.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые компонента: понимание, признание и принятие. Точно такие же принципы должны быть выделены и в структуре отношений воспитанника с педагогом в процессе коррекционной работы.

Понимание – это проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Чтобы процесс понимания учеников был результативным, педагогу необходимо развивать у себя следующие профессиональные качества:

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической коррекционной педагогики. Признание ребенка – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками, позициями. Какими бы они ни были, их уважают, считаются с ними. Можно не принимать то, что для ребенка является значимым, но самого ребенка педагог отвергать не должен. Признание ребенка основывается на вере в его возможности, его самосовершенствование. Только в этом случае воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления, у него не остается никаких последствий и комплексов, сформированных неправильным воспитанием.

Третий принцип гуманистической педагогики в коррекционной работе – это принятие ребенка.

Принцип гуманистической педагогики «принимать ребенка таким, каков он есть» впервые был сформулирован лидером западной гуманистической психологии Карлом Роджерсом.

В традиционной педагогике преобладает оценочное восприятие ученика, К. Роджерс же считает оптимальной безоценочную тактику познания. По его мнению, педагог может влиять на воспитанника, если позволяет тому быть самим собой и искренне уважает его личностное своеобразие. В основе такого отношения лежат сопереживание и благожелательность. При этом проступок, случайный или сознательный, не должен быть мерилом личности растущего человека.

Выдающийся психотерапевт и педагог в ходе реализации этого принципа придавал первостепенное значение доверительному общению педагога с учащимися. Среди методов изучения ребенка он выделял эмпатийное слушание, имеющее несколько граней: вхождение в душевный мир другого, постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям, активизацию их конструктивности без оценивания и осуждения. Только принятие воспитанника таким, каков он есть, делает процесс сближения «реального Я» и «идеального Я» безболезненным и результативным, а коррекция «Я-концепции» происходит благодаря включению внутренних личностных механизмов саморегуляции.

Т.П. Гаврилова, обосновывая принцип Роджерса, выделяет полное или частичное принятие воспитанника. Полное принятие означает явную симпатию и дружеское отношение к ребенку. Частичное принятие является противоречивым, потому что какие-либо стороны личности ученика могут вызывать непримиримость. В этом случае взаимопонимание с ребенком затрудняется, так как на неприятие мыслей, чувств и манер поведения ребенка тот, как правило, отвечает агрессивностью.

Трудные, закомплексованные дети – жертвы частичного или полного неприятия их учителями или родителями. Когда учитель принимает ребенка таким, каков он есть, это означает, что он помогает ему стать самим собой. Именно поэтому он фиксирует внимание на его достоинствах, даже едва замеченных, а не на изъянах характера, ошибках или просчетах.

В основе принятия ребенка – любовь, а путь любви к ученику лежит через справедливость. Принятие также основывается на требовательности и принципиальности, но это пойдет на пользу только на фоне положительного отношения к ребенку и желания ему помочь. Состояние полного принятия ученика ослабляет, а затем и полностью снимает детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Педагогическое взаимодействие на основе принципа К.Роджерса обеспечивает понимание и прогнозирование развития личности учащегося, своевременную коррекцию различных поведенческих аномалий ребенка.