2. Организация системы специального образования.
К участникам образовательного процесса в сфере специального образования относятся:
-
обучающиеся и воспитанники с особенностями психофизического развития;
-
законные представители лиц с особенностями психофизического развития;
-
специалисты и иные работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования.
Организация специального образования осуществляется:
– в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования;
– на дому;
– в условиях организаций здравоохранения;
– в условиях учреждений социального обслуживания.
К учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:
– специальные учреждения образования;
– учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
К специальным учреждениям образования относятся:
-
специальные дошкольные учреждения;
-
специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты);
-
вспомогательные школы (школы-интернаты);
-
центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
-
иные специальные учреждения образования.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений специальные учреждения образования создаются для лиц:
– с интеллектуальной недостаточностью;
– с нарушениями речи;
– с нарушением слуха;
– с нарушениями зрения;
– с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
– с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
– с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Учреждения образования общего типа создают условия для интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития с учетом их физических и (или) психических нарушений. В них открываются:
-
специальные классы (группы);
-
классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
-
пункты коррекционно-педагогической помощи;
-
центры профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.
Специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. В специальные классы (группы) зачисляются лица, имеющие физические и (или) психические нарушения.
Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут создаваться в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.
Пункты коррекционно-педагогической помощи могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
Центры профессиональной и социальной реабилитации могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и осуществляют функции по обеспечению профессионально-технического и среднего специального образования, профессиональной подготовки лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, а также по обеспечению условий для осуществления необходимой коррекционно-реабилитационной помощи лицам с особенностями психофизического развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся и дальнейшей их интеграции в общество.
В учреждениях образования общего типа, создавших условия для пребывания и получения образования лицами с особенностями психофизического развития, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.
Порядок открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи, центров профессиональной и социальной реабилитации определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Организация образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, предусматривает создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений.
Образовательный процесс осуществляется на основе соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
Учебные планы и программы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных стандартов специального образования.
К учебным планам и программам специального образования относятся:
-
программы ранней комплексной помощи;
-
программы коррекционных занятий;
-
специальные учебные планы и программы для лиц с особенностями психофизического развития;
-
индивидуальные учебные планы и программы для детей, для которых образование в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением элементарных трудовых навыков.
Обучение по специальным учебным планам и программам осуществляется в специальных учреждениях образования, специальных классах (группах), классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Специальные учебные планы разрабатываются на основе типовых учебных планов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования, с учетом характера физических и (или) психических нарушений соответствующей категории лиц с особенностями психофизического развития и включают коррекционный компонент. Коррекционный компонент специальных учебных планов предусматривает проведение коррекционных занятий, направленных на исправление и компенсацию физических и (или) психических нарушений.
Срок обучения лиц с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4–5 лет, на уровне общего базового образования –10–11 лет, на уровне общего среднего образования – 12–13 лет, в специальных вечерних (сменных) школах – 14 лет.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, составляет 10 лет. Для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на первом отделении, могут создаваться классы углубленной социальной и профессиональной подготовки со сроком обучения 1–2 года.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на втором отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, составляет 9 лет.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.