2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
ЦКРО и Р, действующие в нашей стране, в работе с маленькими детьми, имеющими различные нарушения в развитии, используют как правило, программу ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3-х лет под названием «Ранняя помощь».
«Ранняя помощь» – программа поэтапного обучения детей (от 0 до 3лет), с помощью которой можно определить уровень развития ребёнка и организовать коррекционные занятия. Такая программа включает в себя:
-
Диагностику от 0 до 3 лет (определение уровня развития умений ребёнка).
-
Индивидуальное консультирование родителей (по результатам диагностики, по вопросам воспитания, развития, социальной адаптации).
-
Индивидуальные занятия по развитию умений и навыков детей с особенностями в развитии.
-
Реабилитационные мероприятия (массаж, занятия ЛФК).
Реализацией данной программы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации занимаются следующие специалисты – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи-невропатологи. Они помогают преодолевать трудности детям с особенностями психофизического развития и детям «группы риска».
Врач-дефектолог и педагог-психолог могут вести прием и в специальных кабинетах детской поликлиники. Во время приема специалисты консультируют родителей детей от рождения до трёх лет по вопросам развития, обучения и воспитания их ребёнка. На консультацию к специалистам кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи может направить педиатр или логопед детской поликлиники. Если ребенку нужна коррекционно-педагогическая помощь, то его зачисляют на занятия. Зачисление проходит в сентябре и январе.
Для каждого ребёнка, посещающего кабинет ранней коррекционно-педагогической помощи в ЦКРО и Р, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Она включает в себя работу по таким направлениям, как социально-эмоциональное и сенсомоторное развитие, формирование предметно-игровой деятельности и навыков самообслуживания, развитие общей моторики и речи. Прежде чем составить индивидуальную программу, специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи всесторонне изучают уровень развития ребёнка с психофизическими нарушениями. Здесь учитывается все: медицинский диагноз, данные психолого-педагогического обследования и социального прогнозирования, определяется структура нарушения, уровни актуального и ближайшего развития ребёнка. На основе данных обследования и пожеланий родителей определяются основные направления коррекционно-развивающего обучения. Занятия проводятся два раза в неделю. Проводят их учитель-дефектолог и педагог-психолог. На коррекционных занятиях используются элементы арт-терапии, что в переводе означает терапия искусством, которая включает пескотерапию, рисование красками – кистью, пальчиками, рисование карандашами и мелками, лепку, игры с водой, манипулирование природными материалами. В ходе занятий дети имеют возможность посещать сенсорную комнату, в которой проходит не только стимулирование всех сенсорных процессов, но и создается положительный эмоциональный фон, развивается общая и мелкая моторика.
Занятия с маленькими детьми в возрасте до одного года могут проводиться и в условиях семьи, когда специалисты кабинета – дефектолог и психолог – приходят к ребенку на дом. В кабинете центра целесообразно организовать лекотеку, в которой должен быть представлен большой выбор разнообразных игр и игрушек, а также специальное оборудование и методическая литература. Всеми этими материалами могут пользоваться и родители.
Специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи работают в том числе и с родителями.
Для детей раннего возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии и их родителей в центрах используют программу «Портаж» (обучающая программа для родителей). Во время занятий с родителями, прежде всего, обращается их внимание на следующую информацию.
«С первых дней жизни ребенка родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша. Многие мамы часто интуитивно догадываются, что у их малыша есть проблемы. Они часто сравнивают, как развивается их малыш, наблюдая за другими детьми на детской площадке или во время визита в поликлинику. Конечно, бывают и необоснованные страхи. Но все же, если ребенок неспокойный, плохо спит, часто плачет, надо обратиться к специалистам. Впрочем, насторожить должно и то, что ребенок очень спокойный и много спит, не даёт знать, что голодный и мокрый, не следит взглядом за предметом, не реагирует на улыбку, с трудом сосёт и глотает. Тревогу должно вызвать и то, если родители заметят отставание в развитии ребенка. Например, малыш не стал сидеть в шесть месяцев, как положено в случае нормального развития, не стал самостоятельно ходить в год, осознанно не сказал первое слово в полтора года или слишком долго говорит на каком-то своем, непонятном окружающем языке».
Семьи, имеющие детей с такими нарушениями развития, нуждаются в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребёнка. Опыт подтверждает, что чем раньше оказывается помощь, тем больших результатов удаётся достичь.
Ежемесячно родители могут посещать клуб «Мамина школа», на занятиях в котором они получат необходимую информацию, знания по воспитанию и развитию ребёнка, а также решат свои собственные проблемы. В работе с родителями используются тренинговые упражнения, коррекционные игры, элементы арт-терапии, релаксационные комплексы. Также проводится индивидуальное консультирование для родителей по решению различных проблем, связанных с развитием и воспитанием ребёнка.
Обычно сотрудничество специалистов и семьи длится год или два. Когда ребенок с особенностями психофизического развития достигает трех лет, то для него определяется дальнейший образовательный маршрут с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации продолжают осуществлять психолого-педагогическое сопровождение этих детей в других учебных заведениях и на дому.
Как показывает практика, достижение положительного результата коррекционной работы, выполнение индивидуальной коррекционно-развивающей программы возможно лишь при взаимодействии и тесном сотрудничестве учителя-дефектолога, других специалистов центра и родителей. Дети с особенностями психофизического развития нуждаются не в снисходительности и жалости, а в коррекции своего развития до оптимальной нормы, что можно осуществить только при своевременном обращении родителей за помощью к специалистам.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.