2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста: данной формой образования охвачено 1682 ребенка с особенностями психофизического развития. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики: на 01.01.2010 г. их количество составляло 376 (2008 г. – 276, 2009 г. – 300). Организация интегриро-ванного обучения и воспитания позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.
Специалисты управлений (отделов) образования на основе представленного ЦКРОиР анализа регионального банка данных о детях с особенностями психофизического развития, запросов родителей и предложений об открытии групп интегрированного обучения и воспитания:
-
определяют дошкольные учреждения, в которых предполагается организация интегрированного обучения;
-
подготавливают документы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии группы интегрированного обучения и воспитания;
-
осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания;
-
несут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в регионе.
Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.
Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление (отдел) образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где организованы группы интегрированного обучения и воспитания.
Важным аспектом является подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания, которая включает:
-
кадровое обеспечение: наличие в штате учителя-дефектолога, воспитателей, помощника воспитателя и др.; (осуществляя кадровый подбор при приеме на работу, администрация дошкольного учреждения может отдавать предпочтение учителю-дефектологу с соответствующей специализацией с учетом контингента детей с особенностями психофизи-ческого развития (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог);
-
создание адаптивного образовательного пространства (в том числе безбарьерной среды) с учетом потребностей детей;
-
предварительную подготовку всех участников образовательного процесса, включающую просветительскую работу в педагогической и родительской среде, отражающую положительные стороны интегрированного обучения и воспитания;
-
установление эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников;
-
создание благоприятной атмосферы, обеспечивающей эмоциональный комфорт, сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников;
-
программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.
В дошкольном учреждении могут открываться группы интегри-рованного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет и для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет составляет от 8 до 10 воспитанников, для детей в возрасте от 3 до 8 лет – от 10 до 12 воспитанников. Среди здоровых детей в этих группах могут быть:
-
один ребенок с особенностями психофизического развития с тяжелыми нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
-
не более трех детей с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
-
не более двух детей с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития.
В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя и т.д.) имеют свою специфику.
Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития).
Воспитатель планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями.
Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-образовательном и реабилитационном процессах (оказывает помощь детям-инвалидам на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья).
Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д.
Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах (ударных и шумовых) и др.
Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития, в том числе раннего возраста, в группе интегрированного обучения и воспитания строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения – программ «Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнога ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця» (Мінск, 2000), «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» (Минск, 2006), «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (Минск, 2007), «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недоста-точностью» (Минск, 2007) и др. Образовательный процесс при реализации программ для специальных дошкольных учреждений носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры, степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка. Нормально развивающиеся дети осваивают содержание программы дошкольного образования «Пралеска».
Воспитатель интегрированной группы совместно со всеми детьми проводит занятия «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд» и др. (согласно учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения и программы дошкольного образования «Пралеска»). Дети с особенностями психофизического развития находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий, которые проводит учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог с детьми с особенностями психофизического развития в отдельном специально оборудованном помещении (кабинете) проводит регламентированные действующими программами обучения и воспитания индивидуальные и подгрупповые занятия. Так, с детьми с тяжелыми нарушениями речи он проводит занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, (на четвертом году обучения – занятие по обучению грамоте); с детьми с интеллектуальной недостаточностью – занятия по развитию речи, игре, социально-эмоциональному развитию, формированию элементарных математических представлений, формированию пространственно-временных представ-лений.
На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю; на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю.
При планировании занятий учитывается специфика овладения жизненно значимыми умениями и навыками детьми разных нозологических групп. Так, характерной чертой детей с интеллектуальной недостаточностью является инактивность, что требует постоянного руководства их деятельностью, направленного на активизацию взаимодействия с социально значимыми взрослыми и детьми, создание условий для проявления чувства радости от совместных действий и побуждающих их к активности. В коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью делается акцент на развитие познавательной активности; формирование общеинтеллектуальных умений (приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.); развитие и обогащение словаря, формирование коммуникативных умений. В предметной среде используются специфическая организация пространства: шариковые ванны, ящик с песком для проведения пескотерапии, оборудование для осуществления аромо-, арттерапии, сказко-игротерапии и др. Образовательный вектор направлен на формирование социально значимых умений и освоение детьми основ безопасной жизнедеятельности.
Для детей с нарушением слуха основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются развитие слухового восприятия, внимания и памяти, понимания речи, слуходвигательных координаций, артикуляторной моторики, просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонации); развитие речи и формирование комму-никативных способностей; коррекция психических функций; формирование сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры. Образовательный процесс для детей с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе. Любой звуковой стимул подкрепляется жестом, показом, картинкой или сопровождается подписью.
Важными требованиями к организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения являются организация предметно-развивающей среды и обучение, основанное на полисенсорном подходе (развитие осязательного, слухового и других видов восприятия). Образовательный процесс для детей с нарушением зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, а для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля. Игрушки располагаются в доступных местах, которые позволяют ребенку свободно подойти, ощупать и играть с ними. При необходимости игрушки могут прикрепляться к опоре для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы выступают: формирование пространственного ориентирования и мобильности; развитие познавательной деятельности (сенсорной сферы, ознакомление с окружающим миром и др.), формирование коммуникативных умений.
Для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата создается безбарьерная среда. Для удобства передвижения организуется подвоз детей, группы размещаются на первом этаже здания, оборудуются безопасными подъездами и пандусами. Вместе с ребенком изучается наиболее удобный маршрут его передвижения. Обязательным является выбор правильного положения тела, максимально удобного для ребенка. Строго соблюдается двигательный и ортопедический режим детей.
В учебную зону подбирается многофункциональная мебель – используются детские автомобильные сиденья, деревянные стулья оборудуются подлокотниками и подставками для ног. Для удобства восприятия детьми познавательной информации столы для занятий расставляются в форме круга или подковы. Приспосабливаются маты, переносные зеркала, наклонные поверхности для занятий с детьми в положении лежа, утяжелители, резонансные доски и др. Для развития мелкой моторики и мускульных ощущений подбирается разнообразная предметная среда (комплекты мозаик, волчки, эспандеры, рамки Монтессори с различными видами застежек и т.д.). Организуются занятия по развитию таких движений, как сжатие, откручивание, закручивание, открывание, закрывание, протягивание, нанизывание, прокалывание, рисование, склеивание и др.
Рассмотрим в качестве примера учебный план группы интегрированного обучения и воспитания одного из УДО г. Минска.
- Тема 1. История становления специального образования
- 1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–хх вв.)
- 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало хх вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики.
- 3. Развитие коррекционной педагогики в России в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление.
- 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
- Тема 2. Коррекционная педагогика: предмет, задачи
- 3. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
- 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками.
- 3. Основные положения коррекционной деятельности.
- Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики
- 4. Подласый, и. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. Для студентов пед. Училищ и колледжей / и. П. Подласый. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2006. – 350 с.
- 1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики.
- 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики.
- Тема 4. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса
- Рекомендуемая литература
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности.
- 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе.
- 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика.
- 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы.
- 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.
- Тема 5. Система специального образования на современном этапе
- 1. Дети-инвалиды и дети с опфр как субъекты системы специального образования в Беларуси.
- 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования.
- 2. Организация системы специального образования.
- 4. Формы получения специального образования.
- Тема 6. Ранняя педагогическая помощь и дошкольное образование
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 1. Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.
- 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи.
- 3. Основы организации специального дошкольного образования.
- 4. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития.
- Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития
- 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью.
- 2. Система специального школьного образования лиц с опфр.
- 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
- 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки.
- 5. Система профессионального образования лиц с опфр.
- Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптации
- 1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь.
- 2. Интеграция в сфере дошкольного образования.
- Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
- 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.