logo
лекции журлова

2. Интеграция в сфере дошкольного образования.

В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста: данной формой образования охвачено 1682 ребенка с особенностями психофизического развития. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики: на 01.01.2010 г. их количество составляло 376 (2008 г. – 276, 2009 г. – 300). Организация интегриро-ванного обучения и воспитания позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка.

Специалисты управлений (отделов) образования на основе представленного ЦКРОиР анализа регионального банка данных о детях с особенностями психофизического развития, запросов родителей и предложений об открытии групп интегрированного обучения и воспитания:

Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР.

Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление (отдел) образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где организованы группы интегрированного обучения и воспитания.

Важным аспектом является подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания, которая включает:

В дошкольном учреждении могут открываться группы интегри-рованного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет и для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет составляет от 8 до 10 воспитанников, для детей в возрасте от 3 до 8 лет – от 10 до 12 воспитанников. Среди здоровых детей в этих группах могут быть:

В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя и т.д.) имеют свою специфику.

Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития).

Воспитатель планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями.

Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-образовательном и реабилитационном процессах (оказывает помощь детям-инвалидам на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья).

Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д.

Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах (ударных и шумовых) и др.

Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции.

Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития, в том числе раннего возраста, в группе интегрированного обучения и воспитания строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения – программ «Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнога ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця» (Мінск, 2000), «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» (Минск, 2006), «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (Минск, 2007), «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недоста-точностью» (Минск, 2007) и др. Образовательный процесс при реализации программ для специальных дошкольных учреждений носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры, степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка. Нормально развивающиеся дети осваивают содержание программы дошкольного образования «Пралеска».

Воспитатель интегрированной группы совместно со всеми детьми проводит занятия «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд» и др. (согласно учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения и программы дошкольного образования «Пралеска»). Дети с особенностями психофизического развития находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий, которые проводит учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог с детьми с особенностями психофизического развития в отдельном специально оборудованном помещении (кабинете) проводит регламентированные действующими программами обучения и воспитания индивидуальные и подгрупповые занятия. Так, с детьми с тяжелыми нарушениями речи он проводит занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, (на четвертом году обучения – занятие по обучению грамоте); с детьми с интеллектуальной недостаточностью – занятия по развитию речи, игре, социально-эмоциональному развитию, формированию элементарных математических представлений, формированию пространственно-временных представ-лений.

На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю; на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю.

При планировании занятий учитывается специфика овладения жизненно значимыми умениями и навыками детьми разных нозологических групп. Так, характерной чертой детей с интеллектуальной недостаточностью является инактивность, что требует постоянного руководства их деятельностью, направленного на активизацию взаимодействия с социально значимыми взрослыми и детьми, создание условий для проявления чувства радости от совместных действий и побуждающих их к активности. В коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью делается акцент на развитие познавательной активности; формирование общеинтеллектуальных умений (приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.); развитие и обогащение словаря, формирование коммуникативных умений. В предметной среде используются специфическая организация пространства: шариковые ванны, ящик с песком для проведения пескотерапии, оборудование для осуществления аромо-, арттерапии, сказко-игротерапии и др. Образовательный вектор направлен на формирование социально значимых умений и освоение детьми основ безопасной жизнедеятельности.

Для детей с нарушением слуха основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются развитие слухового восприятия, внимания и памяти, понимания речи, слуходвигательных координаций, артикуляторной моторики, просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонации); развитие речи и формирование комму-никативных способностей; коррекция психических функций; формирование сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры. Образовательный процесс для детей с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе. Любой звуковой стимул подкрепляется жестом, показом, картинкой или сопровождается подписью.

Важными требованиями к организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения являются организация предметно-развивающей среды и обучение, основанное на полисенсорном подходе (развитие осязательного, слухового и других видов восприятия). Образовательный процесс для детей с нарушением зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, а для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля. Игрушки располагаются в доступных местах, которые позволяют ребенку свободно подойти, ощупать и играть с ними. При необходимости игрушки могут прикрепляться к опоре для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы выступают: формирование пространственного ориентирования и мобильности; развитие познавательной деятельности (сенсорной сферы, ознакомление с окружающим миром и др.), формирование коммуникативных умений.

Для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата создается безбарьерная среда. Для удобства передвижения организуется подвоз детей, группы размещаются на первом этаже здания, оборудуются безопасными подъездами и пандусами. Вместе с ребенком изучается наиболее удобный маршрут его передвижения. Обязательным является выбор правильного положения тела, максимально удобного для ребенка. Строго соблюдается двигательный и ортопедический режим детей.

В учебную зону подбирается многофункциональная мебель – используются детские автомобильные сиденья, деревянные стулья оборудуются подлокотниками и подставками для ног. Для удобства восприятия детьми познавательной информации столы для занятий расставляются в форме круга или подковы. Приспосабливаются маты, переносные зеркала, наклонные поверхности для занятий с детьми в положении лежа, утяжелители, резонансные доски и др. Для развития мелкой моторики и мускульных ощущений подбирается разнообразная предметная среда (комплекты мозаик, волчки, эспандеры, рамки Монтессори с различными видами застежек и т.д.). Организуются занятия по развитию таких движений, как сжатие, откручивание, закручивание, открывание, закрывание, протягивание, нанизывание, прокалывание, рисование, склеивание и др.

Рассмотрим в качестве примера учебный план группы интегрированного обучения и воспитания одного из УДО г. Минска.