logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Методы педагогического исследования

Методы педагогических исследований — это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и постро­ения научных теорий. Методы педагогических исследовании подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточ­нить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к кон­кретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К теоретическим методам исследования относятся: ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагиро­вание, обобщение, конкретизация, моделирование.

К эмпирическим (практическим) методам исследова­ния относятся:

- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

- методы внедрения результатов исследования в пе­дагогическую практику (эксперимент, опытное обуче­ние, масштабное внедрение и др.);

- методы контроля и измерения (шкалирование, сре­зы, тесты);

- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педаго­гический консилиум);

- методы обработки данных (математические, ста­тистические, графические, табличные) и др.;

Рассмотрим некоторые широко распространенные ме­тоды педагогического исследования.

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Виды наблюдений различаются по следующим призна­кам:

>• по временной организации — непрерывное и диск­ретное (в отдельные промежутки Бремени);

^ объему — широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон или отдельных объек­тов;

>• способу получения сведений — непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результаты;

^ типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам явля­ется членом изучаемой группы. В невключенном наблю­дении исследователь наблюдает за происходящим со стороны;

Условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с примене­нием специального оборудования); Существуют и другие виды наблюдений. Более активной формой проведения научного исследова­ния является исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет мнение и отношение как воспита­телей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явле­ний. Разновидностью беседы является интервьюирование. Анкетирование -- метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет) -- целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго конт­ролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент - это научно постав­ленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от наблюдения, где исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, в экспе­рименте ученый сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.

В зависимости от цели, которую преследуют экспери­мент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изу­чаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабора­торный педагогический эксперимент,

Естественный эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный эксперимент проводится в искусствен­ных, лабораторных условиях.

Изучение документов также является методом педаго­гического исследования.

По форме фиксации существуют следующие доку­менты:

> письменные (учебные планы, контрольные работы, классные журналы и др.);

^ статистические (информация в основном цифро­вая);

*• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

^ фонетические (магнитофонные записи, грамплас­тинки, кассеты);

>• технические (чертежи, техническое творчество,

поделки).

К методам педагогического исследования также отно­сятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния прак­тики, элементов нового, эффективного в педагогической практике.

Шкалирование является также одним из методов педа­гогического исследования. Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называют рейтингом.

Метод педагогического консилиума заключается в коллективном обсуждении и оценивании результатов изучения воспитанников, выявлении причин возможных отклонений и сформированности тех или иных черт лич­ности, коллективной выработке способов преодоления обнаруженных недостатков.

Таковы наиболее важные методы исследования, при­меняемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучить лишь отдельные стороны педагогического процесса. Для более полного изучения педагогической практики методы исследования применяются комплексно.