logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Цели воспитания

Воспитательный процесс в значительной мере носит целенаправленный характер. Он предполагает определен­ное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же вос­питания определяются идейными и ценностными установ­ками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологи­ческая установка на воспитание человека в духе комму­нистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом «Моральном кодексе строителя комму­низма». Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выра­ботке новой государственной идеологии. Но всякая идеология — это односторонний, социально заинтересованный, подход тех или иных классов и социальных групп к реше­нию общественных проблем, который они стремятся навя­зать другим в качестве господствующих идейных и ценнос­тных ориентации. Создание и насаждение какой-либо госу­дарственной идеологии — это стремление сформулировать какую-то новую единую идеологическую платформу, что в условиях многопартийной системы, сложившегося поли­тического и идеологического плюрализма просто невоз­можно, да и не нужно.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убежде­ния исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения — это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей сис­темы воспитания должны быть выработанные и проверен­ные многовековой практикой принципы гуманизма.

Разберемся, что же конкретно это означает. Для этого сначала уточним понятие «гуманизм». Термин «гума­низм» очень многозначен, поскольку на протяжении исто­рии его содержание менялось. Гуманизм (от латинского — человеческий, человечный) прежде всего озна­чает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в челове­ческих отношениях, уважение к личности и ее достоинс­тву. В конечном счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышесказанного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значи­мость человеческого бытия в целом я отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная сис­тема ценностных ориентации и установок получает значе­ние общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для пол­ной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально — экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент дела­ется на целостное, универсальное становление человечес­кой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и обще­ния, то есть свободным, самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответ­ственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявле­ние общечеловеческих ценностей. В понятие «общечело­веческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечелове­ческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, наро­дам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.

Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому под­ход к воспитательному процессу с позиций общечеловече­ских ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нрав­ственное, интеллектуальное и эстетическое развитие лич­ности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества. Во-вторых, обще­человеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь фило­софским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций рели­гии, считают, что эти ценности имеют божественную при­роду. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воп­лощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т.д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общече­ловеческими ценностями стоит многовековой опыт челове­чества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т.д.

При разных подходах к источнику и гаранту общече­ловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носат постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т.д.

Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориента­ции во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собой не что иное, как перело­жение на язык современного советского человека тех. же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенные идеологические установки типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т.д.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценнос­тей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического разви­тия той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализу­ется через конкретно-человеческое. А каждый конкрет­ный человек является гражданином конкретного государ­ства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкрет­ных социальных образованиях. Поэтому воспитание чело­века с общечеловеческих позиций не противоречит, а пред­полагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание граждан­ской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и проти­востоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспита­тельного процесса» вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но, в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли ; гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает приори­тет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание дан­ной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не случайно под тер­мином «гуманизм» изначально понималось «человеко­любие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

В общественной психологии нашего народа это нравс­твенное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея собор­ности является одной из ведущих идей русского нацио­нального самосознания. Таким образом, содержание вос­питательного процесса должно, ориентируясь на общече­ловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напро­тив всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

Как отмечает В.Г. Крысько, в настоящее время цели воспитания определяются так:

^ формирование отношения личности к миру и к себе — предполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и дру­гими людьми, правильно осознаёт свои индивидуаль­ные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативночюведенческие особенно­сти, занимает положенное ему место в обществе;

> формирование всесторонне и гармонично разви­той личности — воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физи­ческое совершенство; рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

^ воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и уме­ющего строить с ними добрососедские и бесконфликт­ные взаимоотношения, предотвращать проявления напряжённости и непонимания в обществе;

^ приобщение человека к культуре — формирование его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности;

> воспитание гражданской личности, имеющей высо­копатриотические чувства и социально значимые качес­тва, превращающие её в настоящего патриота своего народа и своей страны;

^ воспитание автономно развитой личности предпо­лагает формирование у человека способностей к пози­тивному самосоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

^ развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении — предпола­гает, во-первых, осознание настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих инди­видуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья — малая социальная группа, основанная на бра­ке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственно­стью.

Семья реализовывает определенные функции:

- репродуктивную — рождение детей;

- хозяйственно-экономическую (ведение общего хо­зяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);

- воспитательную (создание условий для форми­рования личности каждого члена семьи; систематиче­ское воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

- коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

- рекреативную (организация досуговой деятель­ности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива). Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сох­раняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

Реализация воспитательной функция семьи обуслов­лены национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Существуют общие факторы, обеспечивающие осо­бую роль семьи в социализации личности. Это непрерыв­ное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, люб­ви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности. Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспита­ние — составная часть относительно социально контроли­руемой социализации человека. В процессе семейного вос­питания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семейное воспитание — это организация жизнедеятель­ности ребенка в условиях семьи. Таким образом, семейное воспитание — это система воспитания и образования, скла­дывающаяся в условиях конкретной семьи и силами роди­телей и родственников.

Семейное воспитание — это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-эко­номическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отно­шение к ребенку. Все это органично переплетается и в каж­дом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы:

^ создать максимальные условия для роста и разви­тия ребенка;

^ передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

> научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

> воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

^ гуманность и милосердие к растущему человеку;

^ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

^ открытость и доверительность отношений в семье;

^ оптимальность взаимоотношений в семье; после­довательность старших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на воп­росы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказании, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умс­твенное, физическое, трудовое, эстетическое, экономичес­кое и др.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитания. В первую очередь это воспи­тание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. В последние годы возрастает роль религиозного воспита­ния в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов.

Семьи классифицируют по различным признакам:

^- по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений — роди­тели, дети, внуки; из двух поколений — родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родите­лей; бездетные и др.;

^ по условиям жизни и развития в семье (благополуч­ные и неблагополучные);

^ по стилю семейного воспитания (авторитарный* демократический, либеральный).

Имеются и другие подходы к классификации семей. Так И. Клемантович предлагает выделять семьи по воспита­тельным возможностям:

^ благоприятные для формирования личности ребен­ка (семьи, в которых сложились гармоничные отноше­ния между родителями и детьми, основанные на высо­ких нравственных нормах; родители имеют высокий культурный уровень);

^ менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно);

^ неблагоприятные для формирования для личности ребенка (семьи, в которых родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий культурный уровень);

- нейтральные (дети предоставлены самим себе).

В современной практике семейного воспитания выде­ляют три стиля отношений: авторитарный, демократиче­ский, либеральный.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, излишней требова­тельностью. Угрозы, принуждение - вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха и незащи­щенности, протест или агрессивность, апатию или пассив­ность. Проявляется это в грубости, лжи, лицемерии.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислу­шиваются к мнению детей, уважают их позицию, разви­вают самостоятельность суждений. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, прислуши­вается к советам, имеет чувство собственного достоинства.

Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безнаказанность. В результате дети растут недисциплинированными, безответственными. Это социально опасный способ отношений с детьми.

Наиболее часто в семейном воспитании используются следующие методы и приемы: личный пример, обсужде­ние, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие, и т.д. Их применение осу­ществляется сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций.

Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип чаще всего характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов соци­альной среды («уличных компаний» и др.).

Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В резуль­тате этого ребенок постепенно становится нерешитель­ным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подрос­тков, это выливается в бунт против родительского наси­лия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по тину «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внима­ния, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состо­янии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптиру­ется.

Воспитание по типу Золушки. Такой тип семейного вос­питания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяго­тятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок пере­живает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появле­нию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский отмечал, что страх — самый обиль­ный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолю­бивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими.

Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, свя­занный с физическими наказаниями, детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое нака­зание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возраст­ные запросы.