logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Мышление

Мышление - это процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи.

Человек отражает в своем сознании не внешние особенности предметов, явлений, а саму их сущность, взаимные связи, отношения.

Важнейший признак мышления обобщенность. Это означает, что в результате мышления человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме наиболее существенные черты этих объектов. Мышление создает их идеальный образ. При этом мышление выступает как результат переработки опыта не только одного человека и его современников, но и предшествующих поколений.

Другой признак мышления – то, что оно есть опосредованное отражение действительности. Это означает, что мышление позволяет выявить, понять и то, что не действует непосредственно на анализаторы и становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам.

Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается словом или несколькими словами. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Каждое понятие представляет собой обобщенный образ объективного мира.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности. Так формируется мыслительная деятельность. Мыслительным действием называется акт мышления, при котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые. Уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных и длительных мыслительных процессов. Мышление опирается на знания, а приобретенные знания – на мышление. Так появляются суждения. Суждение – это простейший акт мышления, отражающий связи предметов или явлений или тех или иных их признаков. Наиболее сложной формой мышления (актом) являются умозаключения. Умозаключение представляет собой образование из нескольких суждений нового суждения. Различают:

а) индуктивные умозаключения (индукция) – процесс перехода от единичных, частных суждений к общему суждению, от суждений, отражающих отдельные факты, к суждению, выражающему более общее положение;

б) дедуктивное умозаключение (дедукция) – процесс перехода от суждения, выражающего какое-либо общее положение, к суждению, выражающему менее общее положение или частный случай. Дедукция помогает понять сущность познаваемых явлений и предметов.

Процесс формирования понятий и образование на их основе суждений и умозаключений предполагает использование ряда мыслительных операций.

Анализ – мысленное расчленение объекта, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в одно целое.

Сравнение – установление сходства и различия между объектами изучения.

Абстракция – мысленное отвлечение о несущественных признаков и выделение существенных особенностей группы предметов или явлений.

Конкретизация – мысленный переход от более общего понятия к более частным, связанных с дедукцией.

В зависимости от содержания решаемой задачи принято выделять виды мышления:

Качества мышления:

Данные качества являются не врожденными, а приобретаются.

Для результативности мышления необходимо:

Воображение или фантазия – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Если восприятие позволяет человеку создать образы настоящего, память – прошлого, то воображение – будущего. Воображение – одно из важнейших условий творчества.