logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Закономерности педагогического процесса

В закономерностях отражаются объективные, необхо­димые, существенные, повторяющиеся связи. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:

1. Закономерность динамики педагогического про­цесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на Предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимо­действие между педагогами и воспитуемыми имеет .посте­пенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточ­ные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагоги­ческом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит: от наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагоги­ческого воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитатель­ным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит: от интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами; величины, характера и обосно­ванности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Законамерностьстимулирования Продуктивность педагогического процесса зависит: от действий внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материаль­ных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логичес­кого и практики в педагогическом процессе. Эффектив­ность учебно-воспитательного процесса зависит: от интен­сивности и качества чувственного восприятия; логическо­го осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогиче­ской) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит: от ка­чества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерностьобусловленностипедагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят: от потребностей общества и личности; возможностей (материально-технических, экономических и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетиче­ских и др.)