Внимание
Н.Ф. Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание проявляется в избирательности отражения объектов соответственно потребностям субъекта и целям его деятельности. Опираясь на структуру психической деятельности можно рассмотреть внимание как процесс (чувственное, интеллектуальное), как состояние (например, сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).
Свойствами внимания называют его отдельные особенности, изменение которых влияет на качество самого внимания. Различают следующие свойства внимания:
1. Объем – количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е охватываются вниманием одномоментно.
2. Распределение – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
3. Устойчивость – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.
4 Переключение – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
5.Сосредоточение – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Выделяют три вида внимания.
Непроизвольное внимание – возникает безо всякого намерения человека, без цели и волевых усилий и связано с особенностями раздражителя.
Произвольное – (преднамеренное) – возникает вследствие сознательно поставленной цели, воли. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально привлекательно, а в первую очередь, на том, что необходимо. Оно длиться примерно 20 минут. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или целей.
Послепроизвольное – совмещает осознание цели и отсутствие волевых усилий. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. Здесь сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Это внимание длиться достаточно долго.
Среди современных отечественных психологов трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции сводятся к следующему:
- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и направлено на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент в психике человека;
- по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием;
- с точки зрения внимания как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения и избирательным осознанным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание управляется объектом, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, предметов.
Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств человека.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Все эти характеристики представляют функциональное единство. Формирование внимания тесно связано с формированием личности, развитием качеств организованности, дисциплинированности, выдержки, настойчивости, самообладания. Внимательность главным образом связана с эмоционально-волевой стороной личности. Но встречается невнимательность. Среди ее видов различают следующие:
-
рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, когда субъект легко и непроизвольно переключается с объекта на объект. Чаще всего – это результат неприученности к работе.
-
трудная переключаемость и высокая интенсивность связана с чрезмерной эмоциональностью события или личности.
-
невнимательность как результат переутомления характеризуется слабой концентрацией и еще более слабой переключаемлйстью.
Для развития внимания необходимо:
- концентрироваться на существенном. Направлять его на изучаемый объект и пытаться выделить в нем новые стороны, признаки, свойства;
- следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий объект, не допускать переключения на другие объекты;
- не закреплять несущественную информацию;
- отбрасывать несущественное путем восприятия более существенного.
ПАМЯТЬ
М. Сеченов говорил, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Память в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад памяти – это распад личности.
Память – процесс организации, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
В основе памяти лежат ассоциации, связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Таким образом, запомнить что-то – это значит связать то, что требуется запомнить с тем, что уже известно, т.е. образовать ассоциацию.
Различают несколько видов ассоциаций. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или пространстве. Она наблюдается, например, при заучивании алфавита. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Ассоциация по смыслу связывает два явления, которые и в действительности связаны: причина и следствие, род и вид.
Память характеризуется по:
- способу запоминания – смысловая, механическая, произвольная, непроизвольная;
- по типу анализаторов – зрительная, слуховая, кинестетическая.
В зависимости от содержания психической активности различают образную, эмоциональную, двигательную (моторную), словесно-логическую память. Словестно-логическая память – специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Ранее других в возрасте около 6 месяцев начинает проявлять себя аффективная память, но еще до нее согласно П.П. Блонскому работает двигательная или моторная память. Возможно, что они действуют одновременно. Начало образной памяти связано со вторым годом жизни ребенка и своей наивысшей точки она достигает к юношескому возрасту. Позднее других начинает работать логическая память. В 3-4 –летнем возрасте это – память-рассказ. Нормального уровня развития она достигает в подростковом и юношеском возрасте.
Структурными компонентами этих видов памяти являются процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения информации. Выделяют следующие формы воспроизведения:
- узнавание – возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание – осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание – активная форма воспроизведения, не достигнутая достаточной ясности;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм – зрительный образ, долго сохраняющий все детали воспринятого.
Извлечение усвоенного материала с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией.
В зависимости от установки на время сохранения информации память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Некоторые исследователи выделяют также иконическую память (мгновенную). Она имеет большую емкость, но существует зрительно очень короткое время и сознательно не контролируется. Иконическая память обеспечивает перевод информации в память кратковременную.
1.Кратковременная – начальная стадия переработки информации, воспринятой человеком. Она характеризуется немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но кратким ее сохранением. Ее объем ограничен 5-7 объектами.
2.Оперативная память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения личных целей деятельности.
3. Долговременная память – характеризуется длительным сохранением информации. И оперативная и долговременная память, формируясь, проходят стадию кратковременной памяти.
Характеризуя качество памяти выделяют скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем запоминания и длительность сохранения.
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Словарь терминов по психологии и педагогике