logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Потребности и мотивы

Потребность связана с нуждой. Нужда – это объективная необходимость в чем-либо, которую сам человек может не осознавать. Нужду называют также биологической формой потребности. В данном случае на восполнение нужды (голод жажда, секс) направлены инстинкты и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.

Потребность – это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо ему для поддержания и развития личности. Потребность ощущается или осознается личностью как некое напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Потребность динамична. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации. В то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать как побуждение (потребность) или как препятствие (давление).

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Человек соотносит свои субъективные представления о той или иной потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Воспитание потребностей – одна из ведущих задач формирования личности.

Существуют различные классификации потребностей. Наиболее популярная из них принадлежит Г. Мюррею. Он выделил десятки потребностей и определил соответствующие им побудительные условия (“давление”). Известна классификация Мюррейя, модифицированная Норакидзе (1989):

Потребности делятся также на первичные и вторичные. Различаются также потребности явные и латентные. Эти формы существования потребностей определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные. Они могут проявляться на действенном или вербальном уровне, быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

Для классификации используют различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные).

Рассмотрим основные идеи теории А. Маслоу:

А. Маслоу указал на пять основных видов потребностей людей.

1.Физиологические. Это потребности в пище, воде, воздухе, убежище, чтобы выживать, поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Кто работает в основном для удовлетворения этого уровня потребностей, мало интересуются содержанием работы, они ориентированы на оплату, условия труда. Им необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание.

2.Потребности безопасности. Человек хочет быть защищен от страха, боли, болезней, других страданий. Они пытаются избегать волнения, любят четкий распорядок, ясность. Для находящегося во влиянии этих потребностей важно гарантия работы, пенсионное обеспечение. С обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изменениям и преобразованиям.

3.Потребности принадлежности и причастности. Это - участие в совместных действиях, дружба, любовь. Человек хочет быть членом каких-то объединений. Если эта потребность ведущая, то он смотрит на работу как на взаимодействие, коллектив. В этой связи необходимо создавать атмосферу дружеского партнерства, условия для общения на работе, проводить совместные мероприятия. Людям важно знать, что их ценят коллеги.

4. Потребность признания и самоутверждения отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными, чтобы окружающие признавали это. Они стремятся к лидерству либо к положению признанного авторитета. Важно для них присвоение титулов и званий, публичное упоминание об их заслугах, вручение различного рода грамот, наград.

5. Потребности самовыражения. Человек стремится наиболее полно использовать свои знания, способности, умения и навыки. Они более чем другие носят индивидуальный характер. Это потребности в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с ними открыты к восприятию себя в окружении, созидательны и независимы. Они нуждаются в оригинальных заданиях