Творческое мышление
Творчество может рассматриваться двояко — как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность.
В любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности — от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.
Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.
Основой творческого процесса является интуитивный механизм.
Интуиция (от лат. intuerri — всматривание) — это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней.
Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования:
1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное.
2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, то есть наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:
► наличие побочного продукта в неосознанном продукте;
► высокий уровень поисковой информации;
► ясно и просто сформулированная задача;
► отсутствие автоматизации способа действия.
Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели. Уровень осознанности поведения на стадии интуитивного решения снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.
3. Фаза вербализации интуитивного решения. Интуитивное решение проблемы на предыдущей стадии творческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.
4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения происходит на сознательном уровне.
Фазы творческого процесса рассматриваются как структурные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления. Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных сочетаний уровней организации психологического механизма творчества, то есть тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и т.д.).
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.
Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.
Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:
1) когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность" воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое двигательное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
2) эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);
3) мотивационных (потребность в понимании, исследовании; самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
4) коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.
Творческое мышление — мышление, дающее принципиально новое решение проблем, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.
Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.
1. Конформизм — желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные ид ей, чтобы не выделиться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых и сверстников.
2. Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу.
3. Ригидность — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычайное в обычном, знакомом.
4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время творческой «паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой.
Творческие личности — нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связи между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны, сензитивны ко всему необычному. Творческая личность постоянно испытывает свои внутренние возможности, ее познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Ее психическая активность надсознательна, интуитивна.
В зависимости от типологических особенностей творческие личности находят самовыражение в искусстве, науке и техническом творчестве. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механизмами их создания, системой знаковых средств — речевых, визуальных, звуковых — для реализации эстетических позиций, миропонимания. Между художником и его почитателями существует духовное созвучие, психическое единение, образно-эмоциональное единство, ценностное сопереживание, влияющее на мотивацию поведения.
Название подструктуры | Элементы, входящие в подструктуры | Соотношение социального и биологического | Основные связи с | Специфические виды формирования | Необходимые уровни анализа | |||||
отражением | осознанием | потребностями | активностью |
|
| |||||
Направленность | Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания | Биологического почти нет | Отношение к отражаемому на основе опыта | В основном осознание будущего | Через отражение социальной нужды | Через убеждения | Воспитание | Социально-психологический | ||
Опыт | Привычки, умения, навыки, знания | Значительно больше социального | Содержание форм отражения | Необходимость осознания-прошлого | Через привычки | Через волевые навыки | Обучение | Психолого- педаготи- ческий | ||
Психические процессы | Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память | Чаще больше социального | Формы психического отражения | Достаточно осознания настоящего | Через нужду личности | Через волю | Упражнение | Индивиду- ально-психо- логичесхий | ||
Биопсихические свойства | Темперамент; половые, возрастные, патологические свойства | Социального почти нет | Механизмы психического отражения | Только стиль осознания | Через биологическую нужду | Через силу и подвижность нервных процессов | Тренировка | Психофизиологический Нейропсихо-логический |
Таблица 1. Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладывается характер и способности
Таблица 2. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Психические свойства
| Вилы темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности | ||||
Сангвинический | Холерический | Флегматический | Меланхолический | ||
Сильный, уравновешенный, подвижный | Сильный, неуравновешенный, (возбудимый), подвижный | Сильный, уравновешенный, инертный | Слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны. | ||
Скорость и сила психических реакций | скорость | высокая | очень высокая | медленная | средняя |
сила | средняя | очень большая | большая | большая | |
Экстра версия или интро версия | экстраверт | экстраверт | интроверт | интроверт | |
Пластичность или ригидность | пластичный | пластичный | ригидный | ригидный | |
Сензитивность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их экспрессия и эмоциональная устойчивость | возбудимость | умеренная | высокая | слабая | высокая |
сила | средняя | очень большая | слабая | большая | |
экспрессия | умеренная | повышенная | пониженная | повышенная | |
устойчивость | устойчив | неустойчив | очень устойчив | очень неустойчив |
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Словарь терминов по психологии и педагогике