Характер
Характер определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, или – как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер является интегральной сущностью личности как единицы общества, как общественного индивида. Его определяют также как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле (Н.Д. Левитов).
Перефразируя С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что структура личности включает в себя три подструктуры:
-
отношения и направленность личности – то, чего человек хочет;
-
способности как человеческие возможности и потенции – то, что человек может;
-
характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей – то, что человек есть.
Отсюда характер можно определить как “каркас”, “конституцию” личности.
Характер человека проявляется в системе отношений:
- к другим людям (общительность, замкнутость, тактичность, грубость);
- к делу (Ответственность, недобросовестность, трудолюбие, лень);
- к себе (скромность, самовлюбленность, самокритичность, самоуверенность);
- к собственности (щедрость, жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость).
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Однако, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы, а также эти системы связей проявляются своеобразно у представителей разных типов. Например, решительность характера можно воспитать и у сильного и у слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.
В науке можно выделить четыре основных взгляда на соотношение темперамента и характера:
1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).
2. Противопоставление характера и темперамента (П. Викторов, В. Вирениус).
3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий).
4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Современные исследования показывают, что формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Кроме того, черты характера развиваются, когда темперамент уже достаточно развит. Он определяет в характере такие черты как уравновешенность, подвижность, реактивность и другие. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть совершенно разные характеры. У человека с формировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а остается его динамической стороной. Это заключается в эмоциональной направленности личности, определенной скорости протекания психических процессов, выразительности движений и действий личности. Так настойчивость холерика может выражаться, прежде
всего, во внешней преодолевающей препятствия деятельности, а у флегматика – в сосредоточенном обдумывании решения проблемы.
В социальном аспекте ведущую роль в формировании характера играют формы социальных взаимоотношений, в которые включен индивид. Социальный опыт порождает типические черты характера. Известно, что характер людей, живущих в схожих общественно-исторических условиях, имеет много общих черт. Поэтому говорят о характере человека средневековой эпохи, о характере мусульманина или протестанта, об этнических особенностях в характере людей и т. д.
Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитания. С возрастом все большую роль играет самовоспитание и самообразование.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. Здесь выделяют две группы черт. Черта характера – это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Они выражаются в особенностях поведения.
-
Черты, выражающие направленность личности (потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели). Здесь проявляется система отношений индивида к окружающей действительности.
-
Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты.
Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения и деятельности. Это целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, смелость, мужество, дисциплинированность.
Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера. Особенностями волевого склада являются:
- цельность характера – устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;
- твердость – сила в сочетании с принципиальностью;
- сила – энергичность человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей;
- уравновешенность – оптимальное сочетание активности и сдержанности в любых условиях.
Эмоциональные черты – устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного спонтанного регулирования поведения. Это показатель возбудимости, рассудочности отношения к действительности. По эмоциональным качествам различают типы:
- эмоционально впечатлительный – повышенная эмоциональная реактивность;
- сентиментальный – повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность;
- страстный, экспрессивный – повышенная эмоциональность, связанная с бурной и стремительной деятельностью;
- малоэмоциональные – эмоции не играют значительной роли в деятельности человека.
Большое значение имеет настроение человека, его эмоциональная устойчивость, а также широта и глубина чувств.
Интеллектуальные черты – устойчивые особенности умственных способностей. Это качество ума. Различают натуры с теоретическим или практическим умом, разной степенью гибкости интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, творческие, самостоятельные. Выделяют также продуктивность ума, его оригинальность, ясность. Среди интеллектуальной направленности личности – любознательность, вдумчивость, рассудительность.
В иной классификации черт характера различают:
-
Свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения – расчетливость, рациональность…
-
Свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность…
-
Свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, пластичность – ригидность.
Входящие в характер сочетания черт не являются случайными. В совокупности они представляют собой системы, что и позволяет строить типологию характеров. Известны следующие типологии характера:
-
конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией (Ростан, Сиго, Ломброзо, Шелдон, Кречмер);
-
акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко);
-
социальная типология характеров, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям и т.д. (Фромм).
Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление различных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно ярко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера. Это чрезмерное усиление или выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. В подростковом возрасте акцентуации обычно усиливаются, но со временем сглаживаются, компенсируются.
В практической психологии часто используют описание характеров, данное К. Леонгардом. К характеру, как социально-обусловленному образованию, были отнесены следующие типы: демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я); педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).
Человек с демонстративным типом характера способен вытеснить из своего сознания многие негативные переживания, в частности, полностью забыть то, что он не хочет помнить (например, когда он поступал недостойным образом). Ведущим мотивом поведения этого типа является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне важно постоянное внимание, а лучше восхищение, а безразличное отношение для него совершенно невыносимо.
Противоположным демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы подолгу задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется даже после тщательного обдумывания. Негативными чертами этого характера могут быть нерешительность, боязнь ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои мысли и действия. Однако педантизм может выразиться в пунктуальности, аккуратности, предусмотрительности, рассудительности.
Для людей застревающего типа характерна очень долгая задержка сильных чувств: ярости, гнева, страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может неделями и месяцами вспыхивать с первоначальной яркостью. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем.
У возбудимых людей часто констатируется весьма неровное течение жизни, они постоянно раздражены, склонны к импульсивным поступкам, не анализируя возможные последствия. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.
Исходя из акцентуации характера партнера по общению, К. Леонгард дает следующие рекомендации.
С демонстративным типом нужно рационально фильтровать получаемую от него информацию, т.к. она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями.
С педантичным типом общение должно носить терапевтических характер, эти люди нуждаются в подбадривании. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека проистекают из его нерешительности, на это не следует указывать, лучше использовать безоценочную тактику.
С застревающим типом нужно помочь разобраться в ситуации, в сути его постоянной борьбы с кем-то или за что-то.
С возбудимым типом нужно иметь в виду, что их агрессия накапливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда неожиданны. Поэтому нужно всегда внимательно следить за языком тела - накапливающаяся агрессия обязательно выразится в жестах, мимике, позе.
Психологи пытались также найти связь между характером человека и строением тела (Э. Кречмер), между характером и формой лица (физиогномика), между почерком и характером. Однако не стоит забывать, что в основе характера лежат свойства нервной системы человека.
Под влиянием возраста, обстоятельств характер может изменяться. Главное, нужно знать свои особенности и не допустить возможные негативные изменении. Среди восьми основных свойств возможного изменении характера можно указать следующие:
-
Тенденция к лидерству – властность – деспотичность.
-
Уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность.
-
Требовательность – непримиримость – жестокость.
-
Скептицизм – упрямство – негативизм
-
Уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость.
-
Доверчивость – послушность – зависимость.
-
Добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм.
-
Отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.
К представителям каждого типа темперамента нужно найти свой подход. Здесь рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1. “Ни минуты покоя”. Такой принцип подходит к холерику, который все время должен быть занят делом, чтобы его активность способствовала нейтрализации минусов: невыдержанности, конфликтности.
2. “Доверяй, но проверяй”. Это подходит к сангвинику, который не всегда выполнит обещанное и должен быть очень заинтересован в определенной деятельности.
3. “Не торопи”. Таким должен быть подход к флегматику, который придерживается индивидуального темпа, он сам рассчитывает свое время и делает дело.
4. “Не навреди”. Это девиз для меланхолика, с его мнительностью, застенчивостью и ранимостью.
Умение определить хотя бы приблизительно темперамент других людей служит хорошей предпосылкой для установления эффективных взаимоотношений, в том числе и в деловой сфере.
Исходя из акцентуации характера партнера по общению, К. Леонгард дает следующие рекомендации.
С демонстративным типом нужно рационально фильтровать получаемую от него информацию, т.к. она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями.
С педантичным типом общение должно носить терапевтических характер, эти люди нуждаются в подбадривании. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека проистекают из его нерешительности, на это не следует указывать, лучше использовать безоценочную тактику.
С застревающим типом нужно помочь разобраться в ситуации, в сути его постоянной борьбы с кем-то или за что-то.
С возбудимым типом нужно иметь в виду, что их агрессия накапливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда неожиданны. Поэтому нужно всегда внимательно следить за языком тела - накапливающаяся агрессия обязательно выразится в жестах, мимике, позе.
- Этапы развития психологии
- Развития представлений о психике человека в период античности
- Развитие психологических знаний в средние века
- Психологическая мысль в XVII веке
- Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.
- Развитие представлений о природе психики XIX – начале XX вв.
- Становление глубинной психологии
- Основные направления психологии в хх веке
- Подходы к изучению личности в отечественной психологии
- Психика человека
- Основные функции психики
- 1. Отражение воздействий окружающей действительности.
- 2. Регуляция поведения и деятельности.
- 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
- Ведущие психические процессы
- Мозг и сознание
- Человек. Личность. Индивидуальность
- Познавательные процессы Ощущение и восприятие
- Общие свойства ощущений
- Чувствительность и адаптация
- Взаимодействие ощущений
- Восприятие и его свойства
- Внимание
- Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
- Мышление
- Творческое мышление
- Эмоции и чувства
- Типология личности
- Характер
- Потребности и мотивы
- Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.
- Поведение. Деятельность
- Социализация и социальный статус личности
- Социальные группы
- Лидерство и руководство
- Конфликты Конфликтность и агрессивность
- Разрешение конфликтов
- Психологические особенности общения
- Общение как взаимодействие
- Чтобы сориентироваться в стилях взаимодействия, обратитесь к их критериям. Выделяют пять критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
- Вербальное и невербальное общение
- Обонятельные:
- Велика роль психологической установки на начальной стадии общения. К числу установок, способствующих контакту, т.П. Елохина относит одобрение, самоодобрение, эмпатию.
- Методы педагогического исследования
- История развития педагогики
- Развитие отечественной педагогики
- Образование Сущность образования как педагогической категории
- Современные тенденции развития образования
- Педагогический процесс
- Закономерности педагогического процесса
- Этапы педагогического процесса
- Сущность и принципы процесса обучения
- Процесс обучения
- Содержание и цели учебного процесса
- Формы организации учебной деятельности
- Методы обучения
- Воспитательный процесс Сущность, виды и принципы процесса воспитания
- Методы воспитания и их классификация
- Средства и формы воспитания
- Цели воспитания
- Словарь терминов по психологии и педагогике