logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Средства и формы воспитания

Средство воспитания — это педагогически независи­мый источник социального опыта. Средством воспитания является всё то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, животные, растения, события и т.д.). Средства вос­питания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их может использовать целенаправленно воспитатель.

Средства выбирают для реализации той или иной воспи­тательной цели. Выбор средств определяется методом вос­питания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащённость, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности и т.д. Средства должны отвечать определённым требованиям:

гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Цели, содержание, методы и средства воспитания ока­зывают влияние на выбор формы воспитательной деятельности. Форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают: продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

Виды деятельности воспитуемых: учебная, трудо­вая, спортивная, художественная;

^ способ влияния педагога: непосредственно, опосре­довано;

^ субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые;

^ результаты: информационный обмен, выработка общего решения;

^ количество участников: индивидуальная, группо­вая, массовая формы.

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитатель­ной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуаль­ной помощи в конкретной работе, совместный поиск реше­ния проблем. В процессе общения воспитатель должен рас­познать возможности воспитанника, открыть его таланты, обнаружить всё ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы: творческие группы, органы самоуп­равления, кружки и т.д. Задачи воспитателя, создать усло­вия для самореализации всех участников группы, получе­ния позитивного результата групповой деятельности.

Коллективные формы: конкурсы, концерты, походы, спортивные соревнования и т. д.

Имеется большое количество подходов к различению различных типов форм воспитательной работы. Не имея возможности всё представить, выделим лишь один. Так, Н.И. Болдырев предложил классифицировать формы вос­питательной работы в зависимости от метода воспитатель­ного воздействия:

^ словесные — собрания, сборы, линейки, лекции,

конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

> практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники и др.

> наглядные — музеи, выставки, стенды, стенные газеты и пр.

В заключение отметим, что все формы организации воспитания взаимозависимы и взаимосвязаны, поэтому на практике существует проблема оптимального их соче­тания.