logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

И.М. Сеченов заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Физиологическим основанием психической деятельности является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. Внешние действия могут преобразовываться во внутренние, таким образом, происходят процессы интериоризации.

Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека. Человек, благодаря использованию орудий труда, в отличие от животных изменяет природу. Возникли высшие психические функции, которые носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение. Их важной характеристикой является произвольность и опосредованность. Сознание человека основано на знаках и речи. При этом речь помимо интерпсихологической функции несет интрапсихологическую. На основе понятия интериоризация Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.

Его последователями были А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия.

С.Л. Рубинштейн основывал свою концепцию истоков психики на принципе предметной деятельности. Все психические процессы могут рассматриваться как личностные. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение – это особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Оба эти плана неразрывны, поскольку личностно-общественные отношения реализуются на пространстве предметности.

А.Н. Леонтьев объяснял психическое через принцип деятельности. Он разработал теорию строения деятельности. А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский указывают, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В силу этого в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

П.Я. Гальперин считал, что предметом психологии является не всякая деятельность, а лишь ориентированная. Она инициируется реальными потребностями и задачами субъекта или же осваивается им. Гальперин сформулировал оригинальную концепцию поэтапного формирования умственных действий, которую можно рассматривать как концепцию развития навыка.

В.Н. Мясищев рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Б.Г. Ананьев рассматривает человека в единстве четырех сторон:

1 как биологического вида;

2 онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3 человека как личности;

4. человека как части человечества.

К.А. Абульханова представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Д.И. Фельдштейн говорит, что в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. Ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

К.К. Платонов полагает, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

  1. направленность;

  2. опыт;

  3. особенности психических процессов;

  4. биопсихологические свойства.

Д.И. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Он является основателем теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.