logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Теория Маслоу не отвечает на вопрос о природе потребностей. Но она играет большую роль в мотивации деятельности, воздействии на человека.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Длительное неудовлетворение жизненноважных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Она возникает, когда человек не может ни достичь целей, ни отказаться от них. В отличие от опасности, фрустрация направлена на состояние в прошлом и настоящем, но не на будущее. Человек охвачен тревогой, досадой, внутренним дискомфортом, общей напряженностью. Вместе с тем, фрустрация может рассматриваться как фактор, усиливающий мотивацию, когда можно устранить имеющиеся преграды.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.

Мотив – это побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением какой-либо потребности. Это – опредмеченная потребность. Опредмечение – это “узнавание” потребности. В элементарных формах проявляется как запечатление (импринтинг). Опредмечение – очень важное событие: в этом акте и рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения – оно приобретает направленность, зависящую от мотива.

Цель и мотив не совпадают. Цель – это образ желаемого результата. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, но мотивы могут быть различны: улучшить свое материальное положение, получить более статусную должность, быть ближе к дому и т.д.

Мотивы выполняют определенные роли и дают потребности конкретное направление. Есть мотивы-стимулы, которые придают нашей деятельности выбор. Есть те, что придают всей нашей деятельности смысл. Поэтому говорят об иерархии мотивов. Внизу – мотивы-стимулы. Вверху – смыслы. Существует борьба мотивов, например, – самосохранение или честь, убеждение или благополучие.

Деятельность человека направляется множеством мотивов, а их совокупность и сам внутренний процесс побуждения называется мотивацией. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает проявить упорство и настойчивость на пути к избранной цели.

Мотивы могут быть неосознаваемые (влечения и установки) и осознаваемые (желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение). Неосознанные мотивы – это эмоции и личностный смысл.

Влечения – это психическое состояние, выражающее недеференцированную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечения рассматривают как элементарные потребности, которые ближе всего стоят к инстинктам.

Установки выражают неосознанную готовность к определенного рода деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Они складываются на основе прямого опыта, могут быть позитивными и негативными, т.е. подразумевают действие или отказ от него.

Осознанные мотивы формируют направленность личности. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, относительно зависимых от ситуации и проявляющихся в избирательной активности личности.

Желание – психическое состояние, выражающее осознание потребности и возможных путей ее удовлетворения. Интерес связан с позитивной потребностью познания. Если он имеет устойчивый характер, то это – склонность, которая уже побуждает к определенной форме деятельности.

Ценностная ориентация – психическое состояние, выражающее осознание стратегически значимых целей. Чем проблематичнее ее удовлетворение, тем большей ценностью обладает объект, например, здоровье. Ценностная оценка – это сопоставление наличного и значимого, полезного и вредного. Критерием ценностных оценок выступают базовые ценности, которые усваиваются в ходе приобщения к цивилизации. Здесь большую роль играют идеалы. Это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность, доминирующий мотив ее деятельности. Ценностные ориентации и идеалы лежат в основе убеждений личности. Совокупность убеждений входит в систему мировоззрения личности. Это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении.

Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направлении деятельности и ее успех. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела, с дальнейшим усилением мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком или среднем уровне.

Мотив достижения понимается как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мюррей дифференцировал его на два вида: стремление к успеху и стремление к избеганию неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают среднего уровня задачи, так как предпочитают рисковать расчетливо, а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не будет восприниматься как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

В отечественной психологии изучение мотива достижения связано с понятием “уровень притязаний”. Уровень притязаний понимается как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. Это понятие возникло в школе К. Левина. Известно, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные личности, а также экстраверты часто неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать и занижать свои притязания. В.К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики – минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений. При этом нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к “стратегии самопоражения”, так называемой выученной беспомощности. Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная мотивация.

В социопсихологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он включает в себя: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству и лидерству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследования М.Л. Кубышкиной показали, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха является большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии. При этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины – ценят качества, необходимые общественному деятелю, стремятся к соперничеству и признанию. Следует отметить, что сильное стремление женщин к социальному успеху способствует развитию у них свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность).

Одно из определений мотива власти обозначает его как потенциал влияния. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Это способность проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Различают: стремление к приобретению власти, осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения, власть принуждения, нормативная власть, информационная и др. Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению источников власти и способности воздействовать на мотивационную структуру других людей. Как правило, мотивом власти обладают манипулятивные люди (учителя, священники, психологи, политики).

Мотивы аффилиации основаны на доверии, дружбе, сотрудничестве. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки, симпатии. Существует две формы аффилиации: надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Самостоятельным мотивом является мотив помощи (альтруизма). В основе его лежит любовь и бескорыстная забота о ближнем, чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто ее получал, те, кто обладает способностью к эмпатии (сопереживанию). Обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а неудача – ослабляет. Больше альтруизма проявляется по отношению к зависимому человеку, приятному, привлекательному, знакомому и человеку из той же социальной группы.

Поддержание равновесия организма, при котором он не испытывает никаких потребностей называется гомеостазом. Поведение, направленное на устранение мотиваций путем устранения вызвавшей ее потребности называется гомеостатическим.