logo
Учебное пособие по психологии и педагогике

Содержание и цели учебного процесса

Под содержанием учебного процесса понимается сис­тема знаний, умений, отобранных для изучения в опре­деленном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего разви­тия обучающихся, формирования их мышления, познава­тельных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества, а также отде­льных людей.

Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются сис­темы:

1) принятых целей;

2) социальных и научных достижений;

3) социальных потребностей;

4) личных потребностей;

5) педагогических возможностей и др.

Система потребностей (социальных и личностных) свя­зана с системой целей. На нынешнем этапе развития рос­сийского общества образование должно стать основой сози­дания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований в сферах человеческой деятельности, становления демокра­тического общества и рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до луч­ших мировых стандартов. Должна быть, наконец, решена проблема: как наилучшим образом согласовать, соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребнос­тей, сделать образование личностно значимым, необходи­мым и привлекательным для каждого человека.

Традиционно большое значение для формирования со­держания образования имеет система социальных и науч­ных достижений. Исследования, проведенные в области внедрения научных достижений в содержание образова­ния, показали, что период времени между появлением нового научного открытия или новой социальной идеей и началом их систематического изучения в учебных заве­дениях неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детер­минируется лишь сроками выхода учебных книг.

Система возможностей играет роль своеобразного регу­лятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определен­ного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе содержатся и ограничения возрастного характера. Сегодня доказано, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее: другое дело осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень развития.

Требования к содержанию обучения определяются госу­дарственной стратегией развития образования. В содержа­нии образования прослеживаются два аспекта — нацио­нальный и общечеловеческий. Общими основами опреде­ления содержания образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение но­вых информационных технологий, формирование творчес­кой личности как условие и результат полноценного, мно­гокомпонентного процесса обучения.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фик­сируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеокассеты, компьютерные программы, видеодиски). Содержание образования раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: учебники, справоч­ники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.п.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспита­тельного процесса должно рассматриваться создание пред­посылок для самореализации личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной смене ценностных ориентации, которые предполагают не коренное изменение учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцен­тов. Первый тип ценностной ориентации носит технокра­тический характер. Он ориентирован на экономическую эффективность, максимальное использование выпускни­ков вузов в интересах государства. Второй — на интересы каждого конкретного студента как личности, удовлетворе­ние его потребностей, создание предпосылок для реализа­ции им своего разностороннего потенциала.

Это совсем не означает, что снимается задача подго­товки его как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации выпускник вуза не может реа­лизовать себя как личность. Но гуманистическая ориен­тация предполагает отход от одномерной оценки студента как будущего функционера общественного производства. Напротив, ориентация на узкую специализированную подготовку противоречит интересам студента, поскольку рыночная экономика может поставить выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позво­лят не только реализовать себя, а, может быть, даже просто заработать на жизнь. Значит, надо обеспечить такую сис­тему обучения, которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности. А это, как свидетельствует опыт, возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых соци­альных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства. И, наконец, гуманис­тическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет о гуманистической педагогике. В самом общем плане эта педагогика предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого, применение в отношениях преподавателя и студента основ­ных принципов педагогики сотрудничества.