logo
Фомичева М

Временные задержки развития речи

По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

Причинами задержки речи могут служить различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно сильно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии, однако чтобы преодолеть эти отклонения, необходимы специальные занятия.

Для правильной организации работы с такими детьми воспитатель должен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периоды формирования его речи.

Детей, у которых явно выражена задержка в развитии речи, независимо от их возраста, нужно направлять в группу, соответствующую их речевому развитию. Однако разница в возрасте не должна превышать один год. Решить вопрос, какую возрастную группу должен посещать ребенок, можно только после консультации с психоневрологом и логопедом.

Начальные этапы работы по накоплению словаря и развитию фразовой речи аналогичны работе, которую проводят с детьми-алаликами (см. ниже).

Вопросы

В чем проявляются и чем могут быть вызваны временные задержки развития речи?

Что требуется для преодоления временных задержек в развитии речи?

Алалия

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: «Мальчик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиля» (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников.

И алалий, и временные задержки в развитии речи требуют в начале работы с ребенком более или менее одинаковых приемов. Ео временем выявляется характер нарушения. У детей-алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы развития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развития речи.

Воспитатель не только помогает таким детям в их речевом развитии на общих занятиях, но и выделяет время для индивидуальной специальной работы.

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять за воспитателем слово, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за воспитателем. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20—30), в том числе и словами, обозначающими действия, воспитатель начинает приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» и т. п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предложения из двух слов — существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарь, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития, правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

В процессе работы по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи таким детям помимо фронтальных и подгрупповых занятий нужны еще и индивидуальные. Их можно организовывать в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда воспитатель и родители имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом — это может привести к заиканию. Лексический материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа воспитателя проводится в тесном контакте с родителями, логопедом и психоневрологом, лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему.

Вопросы и задания

Дайте определение алалии и раскройте причины ее возникновения.

В чем особенности нарушений речи при алалии?

В чем заключается работа воспитателя с ребенком-алаликом?