logo
Фомичева М

Звук j в начале слога в сочетании с гласным э

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука j в сочетании с гласным э.

Цель. Добиваться от детей умения слитно и быстро произносить звукосочетание jэ.

Предшествующая работа. Звук э отрабатывался во второй младшей группе. На предыдущих занятиях уточняли произношение сочетаний звуков jа, jу.

Подготовительная работа. Продумать, кто из детей будет изображать гуляющих, а кто — эхо.

Игра «Эхо»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям: «Помните, как мы на даче ходили в лес и кричали «ау», когда кто-нибудь отставал? Эхо тоже нам отвечало «ау». Вот мы сейчас и поиграем с вами в игру «Эхо»

Воспитатель ставит детей в 2 ряда друг против друга у противоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко произносят звукосочетание jэ, другие, изображающие эхо, тише повторяют звуки jэ. Повторив игру 3—4 раза, дети могут поменяться ролями.

Методические указания. Чтобы получился нужный звук, дети должны произносить звуки j и э слитно, в быстром темпе.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения слов со звукосочетанием jэ.

Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетанием jэ.

Предшествующая работа. Дети научились слитно, кратко произносить сочетание звуков jэ.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, на которых нарисованы поезд, платье, боец, ежи, ель, ежевика и др. Он заранее составляет предложения по этим картинкам: Елена собирает... (ежевику). Ева едет на... (поезде). На посту стоит... (боец). Еве купили новое... (платье). Под елью жили... (ежи) и т. д.

Игра «Найди нужную картинку»

Краткое описание

Воспитатель показывает детям картинки и просит назвать их. Затем он ставит все картинки на доску и говорит: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображенные на этих картинках. Тот, кого я вызову, должен подумать, какого слова не хватает, и добавить его. Например: Евгений нашел гриб под... Вы должны сказать предложение полностью: Евгений нашел гриб под елью.

Одно и то же предложение могут повторить несколько детей.

Можно дать детям следующее задание: самим составить предложения по этим картинкам.

Методические указания. Произнося фразы, воспитатель не выделяет никаких звуков в словах, следит за правильным произношением детей.

Стихи, потешки для закрепления произношения звука j в сочетании со звуком э

Земляника

У пней, погляди-ка,

Которые — спелы,

Растет земляника.

Которые — белы,

За каждой корягой

Которые — сладки,

По тысяче ягод:

Которые – кислы.

Мы едем, едем, едем

Пекли блины румяные,

В далекие края,

Румяные, горячие.

Хорошие соседи,

Пекли блины румяные,

Счастливые друзья.

Румяные, горячие.

Поезд едет, едет, едет,

Еле-еле Лена ела,

Мимо елей и берез,

Есть от лени не хотела.

Далеко уехал поезд —

Еле слышен стук колес.