Занятия
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.
Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.
Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
Развивают мелодика-интонационную сторону речи.
Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка.
Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.
Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т, д, н.
Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к, г, х, ы.
В средней группе проводится отработка следующих звуков: н, т, к, г, х, ы, с, с', з, з', ц.
Отработка звуков н, г, д, к осуществляется в 3 этапа:
Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка артикуляционного аппарата.
2. Уточнение произношения данного звука.
Цель:
а) тренировка артикуляционного аппарата;
б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется);
в) вызывание звука (у кого его нет).
Закрепление произношения данного звука.
Цель:
а) уточнение произношения звука в словах;
б) улучшение словопроизношения у ребенка;
в) увеличение активного словаря.
Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа:
1. Уточнение произношения данного звука.
2. За крепление произношения данного звука.
Специальной подготовки артикуляционного аппарата для произношения звуков т, г, х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н, д, к. Артикуляция звука т такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х — как к (звуки заднеязычные),
В средней группе у детей отрабатывают и правильное произношение свистящих звуков с, с', з, з', ц.
Для этих звуков необходимы 3 этапа работы:
Вызывание звука и уточнение его произношения.
Цель — уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.
Закрепление произношения звука в словах.
Цель — добиться введения правильного звука в слова.
Закрепление произношения звука во фразовой речи.
Цель — добиться введения правильного звука во фразовую речь.
Кроме того в средней группе предусматриваются игры для развития речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно.
Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произношения данного звука), или как часть занятия по родному языку (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).
- Фомичёва м.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения Предисловие
- Введение в логопедию Логопедия как наука
- Краткие сведения о развитии речи ребенка
- Произносительная сторона речи
- Интонация
- Система фонем
- Артикуляционные признаки звуков речи
- Акустические признаки звуков речи
- Взаимосвязь звуков русского языка
- Основной принцип формирования правильного произношения
- Нарушения речи и их коррекция Нарушения звукопроизношения Общая характеристика нарушений звукопроизношения
- Обследование звукопроизношения
- Исправление нарушений звукопроизношения
- Подготовительный этап
- Постановка звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
- Дислалия
- Сигматизмы
- Сигматигмы свистящих звуков Характеристика звуков с, с', з, з', ц и их артикуляция
- Нарушения звука с и их исправления
- Исправление звуков с, с’ з, з', ц при различных видах нарушений.
- Сигматизмы шипящих звуков Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция
- Нарушения звука ш и их исправления
- Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений
- Ламбдацизмы
- Характеристика звуков л, л' и их артикуляция
- Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений
- Искажения звуков л, л'
- Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)
- Исправление звуков р, р' при различных видах нарушений
- Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)
- Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка)
- Искажения звуков р, р’
- Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)
- Каппацизмы
- Характеристика звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция
- Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений
- Искажения звуков к, к', г, г', х, х'
- Замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками
- Ринолалия
- Дизартрия
- Временные задержки развития речи
- Заикание
- Нарушения речи при снижении слуха
- Нарушения голоса
- Работа воспитателя с родителями
- Первый комплекс (для свистящих звуков с, з, ц)
- Второй комплекс (для шипящих звуков ш ж, ч, щ)
- Третий комплекс (для звука л)
- Четвертый комплекс (для звука р)
- Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда
- Профилактика нарушений речи у детей
- Обследование речи детей Общие принципы обследования
- Материал для обследования
- Проведение обследования
- Оформление результатов обследования
- Работа по результатам обследования
- Артикуляционная гимнастика
- Комплексы упражнений
- Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Усвоение детьми фонетической системы родного языка
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Итоговые занятия
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Планирование работы по формированию правильного произношения
- Формирование у детей правильного произношения Первая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Развитие слухового внимания
- Развитие речевого дыхания
- Развитие силы голоса
- Формирование правильного звукопроизношения
- Развитие высоты голоса
- Вторая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук и.
- Развитие речевого слуха
- Звук ф. Описание правильной артикуляции
- Развитие силы голоса
- Средняя группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук т.
- Звук д.
- Развитие речевого слуха
- Развитие силы голоса
- Звук ы.
- Развитие речевого дыхания
- Звук с'
- Развитие речевого слуха
- Звук з'.
- Старшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата
- Звук j.
- Звук j в конце слога
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога в сочетании с гласным э
- Звук j в начале слога перед гласным о
- Звук л'
- Звук р'
- Подготовительная к школе группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
- Звуки т — т’
- Литература