logo
Фомичева М

Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений

Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

- укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;

- слабость мышц языка;

- нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л'

Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Звук л

Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука л при межзубном положении языка (так называемого л межзубного). Предложите ребенку произносить звук а в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука а. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и мы услышим сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. Воспитатель выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы тот не слышал звук л, а только видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Если ребенок услышал, что у него получается правильный звук л, а затем вернулся к привычному для себя произношению, надо остановить его и предложить выполнять упражнение медленнее. При этом следует обратить внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука а, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом у него получатся слоги ла, ла, ла.

Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание колокольчика и т. п., ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, то лы, лы, лы, то ло, ло, ло, то лу, лу, лу.

Затем воспитатель рисует в индивидуальной тетради ребенка картинки, в названиях которых звук л находится в разной позиции:

- в начале слова: лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь, лопата, лото, локон, лопух, лодка, лом, лук, луна, лупа, луч, лазейка, ландыш, ложка, лужа;

- в середине: пила, молоко, колобок, полотенце, палатка, яблоко, мыло, колодец, одеяло, солома, юла, халат, балалайка, булавка, палка, булка, платье, платок, иголка, кукла, вилка, клубника, глаза, колпак, облако, молния, блокнот, елка, клубок, клоун;

- в конце: сгол, стул, пол, овал, дятел, мел, узел, ствол, угол, кол, канал, самосвал, факел, купол, пенал.

Воспитатель или ребенок придумывает предложения с отработанными словами. Например: У Лайки была белая лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клава пила молоко и ела булку. Клубок упал со стула на пол. Павел плыл в лодке по волнам.

Звук л'

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, воспитатель произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю. Для закрепления л’ подбирают слова, в которых этот звук стоит

- в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо;

- в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено;

- в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль, китель.

С усвоенными словами составляются предложения, например: Леня и Лена увидели летящих над лесом лебедей. Илья и Лева попали под сильный ливень. Лиля лепила из пластилина апельсин. У Люси на блюдце лежит земляника и малина. Люба поливала левкои из лейки.