logo
Фомичева М

Занятия

Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов.

У большинства детей трех лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух. Поэтому во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Если в предыдущей группе проводились игры на развитие слухового внимания, т. е. умения слышать определенный звук, издаваемый каким-либо предметом, и правильно соотносить его

с предметом и местом подачи звука, то на данном этапе особое место отводится развитию речевого слуха.

Для развития речевого дыхания с детьми двух-трех лет проводили игры на сдувание различных предметов, вырабатывая направленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков. Во второй младшей группе детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу изтрех-четырех слов (включая предлоги и союзы).

Во время игр и занятий необходимо обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.

Движения нижней челюсти. Чтобы речь была четкой и ясной, ребенок должен уметь хорошо открывать рот, т. е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Ее движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука а.

Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков с, з, ц небходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, уточняя и закрепляя произношение звуков и, э.

Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ требует небольшого выдвижения губ вперед. Этому помогает уточнение и закрепление произношения звуков о, у.

Для четкой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствует работа по уточнению и закреплению звуков м, п, б.

Для правильного произношения звуков с, з, ц, л ребенку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать ее вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогает уточнение и закрепление произношения звуков ф, в.

Движения языка. Благодаря дифференцированным точным движениям различных частей языка человек правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков с, з, ц необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя работу по уточнению и закреплению звуков и, э.

Во второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в.

На каждый звук воспитатель последовательно проводит три этапа работы, каждый этап — один раз в неделю.

Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

Уточнение произношения звука. Цель —

а) тренировка органов артикуляционного аппарата;

б) уточнение произношения звука (для детей, у которых он имеется);

в) вызывание звука (у кого его нет).

Закрепление произношения звука. Цель:

а) уточнение произношения звука в словах;

б) улучшение словопроизношения у ребенка;

в) увеличение активного словаря ребенка.

Каждый этап работы проводится отдельно. Он планируется как самостоятельное занятие (чаще это занятие на закрепление произношения данного звука) или включается в занятия по родному языку, т. е. проводится как часть занятия (чаще это работа по тренировке органов артикуляционного аппарата и вызыванию звука).

Развивая правильную речь ребенка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в, в процессе которых у ребенка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата. Кроме того, проводятся специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.

Для правильного произношения звуков наряду с развитием движений органов речевого аппарата немалое значение имеет и работа по развитию речевого слуха.

В этом разделе пособия представлены игры, способствующие развитию слухового внимания и речевого слуха. Работа по уточнению произношения изолированного звука, закреплению звука в словах, фразовой речи также способствует формированию речевого слуха.