logo
Фомичева М

Этапы работы над звуками

Как уже отмечалось выше, в работе над звуком можно выделить четыре основных этапа:

- уточнение движений органов артикуляционного аппарата;

- уточнение произношения изолированного звука по подражанию;

- воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;

- воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.

Не стоит совмещать все четыре этапа на одном занятии, так как это не даст положительного результата, особенно для тех детей, которые произносят звук неточно. Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательности и систематичности. Поэтому каждый этап работы целесообразно проводить отдельно. Интервалы между этапами должны составлять 3— 6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отработанный материал.

В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится итоговое занятие. Его цель — обобщить весь отработанный материал по данному звуку.

На всех этапах работы над звуком основным для воспитателя является следующее:

- знать, какие ошибки могут встретиться в речи детей;

- предусмотреть, как лучше исправить ошибки;

- услышав ошибку, помочь ребенку быстро ее исправить, применив наиболее эффективный прием.

На каждом из этапов педагог обращает внимание детей на движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование навыков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата. Эти занятия (1—2) проводят в сентябре.

Остановимся подробнее на каждом этапе работы.