logo
Фомичева М

Проведение обследования

Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит — ззз. Позвени и ты, как комарик». Если .ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированно произносить звук он может, хотя в речь еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании педагог обращает внимание на темп речи детей, четкость, правильность произношения слав, звонкость голоса. Все недостатки надо отмечать.

Детей, у которых еще не сформирована связная речь, обследуют с помощью сюжетных картинок. Воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы: неправильное построение предложений, нарушения в 'согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении и т. д.

В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.