Звук ы.
Описание правильной артикуляции
а) губы не напряжены;
б) зубы разомкнуты;
в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка высоко поднята к передней части мягкого нёба;
г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
д) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос (см. рис на заднем форзаце).
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения звука ы, воспитание длительного ротового выдоха.
Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука ы.
Предшествующая работа. Во второй младшей группе отрабатывались гласные звуки а, о, у, э, и.
Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображены пароход и лодка, плывущие по реке.
Игра «Пароход»
Краткое описание
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен плывущий по реке пароход, рассказывает: «Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал: «ыыы...:» Как загудел пароход? (Дети произносят: «ыыы...») Поплыли по реке, а навстречу пароходу плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ыыы...» Как пароход дает сигнал? (Дети произносят: «ыыы...») Причалил пароход к берегу, и дети пошли в лес на прогулку.
Давайте теперь поиграем».
Дети делятся на подгруппы. Каждая изображает пароходы. При встрече они сигналят: «ыыы...»
Методические указания. Следить, чтобы дети широко не раскрывали рот, не растягивали губы в улыбку, произносили звук ы длительно на одном выдохе.
Примечание. I этап можно не проводить, так как подъем спинки языка кверху выработан на звуках к, г, х.
III этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука ы во фразовой речи. Развитие речевого дыхания.
Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ы во фразовой речи. Учить произносить фразу из трех-четырех слов слитно, на одном выдохе.
Предшествующая работа. Уточнено произношение изолированного звука ы.
Подготовительная работа. Подобрать парные картинки (по количеству детей), в названии которых звук ы находится под ударением, например: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, тазы, рыба, лыжи, часы и т. д.
Игра «Лото»
Краткое описание
Выбирается ведущий, который показывает детям картинку, называет ее и спрашивает: «У кого есть картинка «Рыба»? Ребенок, у которого есть парная картинка, говорит: «У меня есть картинка «Рыба». Возьмите, пожалуйста, «Рыбу».
Методические указания. Следить, чтобы, называя картинки, дети голосом выделяли звук ы, произносили фразы слитно, на одном выдохе.
- Фомичёва м.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения Предисловие
- Введение в логопедию Логопедия как наука
- Краткие сведения о развитии речи ребенка
- Произносительная сторона речи
- Интонация
- Система фонем
- Артикуляционные признаки звуков речи
- Акустические признаки звуков речи
- Взаимосвязь звуков русского языка
- Основной принцип формирования правильного произношения
- Нарушения речи и их коррекция Нарушения звукопроизношения Общая характеристика нарушений звукопроизношения
- Обследование звукопроизношения
- Исправление нарушений звукопроизношения
- Подготовительный этап
- Постановка звука
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
- Дислалия
- Сигматизмы
- Сигматигмы свистящих звуков Характеристика звуков с, с', з, з', ц и их артикуляция
- Нарушения звука с и их исправления
- Исправление звуков с, с’ з, з', ц при различных видах нарушений.
- Сигматизмы шипящих звуков Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция
- Нарушения звука ш и их исправления
- Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений
- Ламбдацизмы
- Характеристика звуков л, л' и их артикуляция
- Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений
- Искажения звуков л, л'
- Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)
- Исправление звуков р, р' при различных видах нарушений
- Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)
- Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка)
- Искажения звуков р, р’
- Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)
- Каппацизмы
- Характеристика звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция
- Исправление звуков к, к', г, г', х, х' при различных видах нарушений
- Искажения звуков к, к', г, г', х, х'
- Замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками
- Ринолалия
- Дизартрия
- Временные задержки развития речи
- Заикание
- Нарушения речи при снижении слуха
- Нарушения голоса
- Работа воспитателя с родителями
- Первый комплекс (для свистящих звуков с, з, ц)
- Второй комплекс (для шипящих звуков ш ж, ч, щ)
- Третий комплекс (для звука л)
- Четвертый комплекс (для звука р)
- Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда
- Профилактика нарушений речи у детей
- Обследование речи детей Общие принципы обследования
- Материал для обследования
- Проведение обследования
- Оформление результатов обследования
- Работа по результатам обследования
- Артикуляционная гимнастика
- Комплексы упражнений
- Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Усвоение детьми фонетической системы родного языка
- Этапы работы над звуками
- Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
- Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
- Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
- Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
- Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
- Итоговые занятия
- Дифференциация звуков
- Дифференциация изолированных звуков
- Дифференциация звуков в словах
- Дифференциация звуков во фразовой речи
- Планирование работы по формированию правильного произношения
- Формирование у детей правильного произношения Первая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Развитие слухового внимания
- Развитие речевого дыхания
- Развитие силы голоса
- Формирование правильного звукопроизношения
- Развитие высоты голоса
- Вторая младшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук и.
- Развитие речевого слуха
- Звук ф. Описание правильной артикуляции
- Развитие силы голоса
- Средняя группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
- Развитие речевого дыхания
- Звук т.
- Звук д.
- Развитие речевого слуха
- Развитие силы голоса
- Звук ы.
- Развитие речевого дыхания
- Звук с'
- Развитие речевого слуха
- Звук з'.
- Старшая группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата
- Звук j.
- Звук j в конце слога
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога перед гласным
- Звук j в начале слога в сочетании с гласным э
- Звук j в начале слога перед гласным о
- Звук л'
- Звук р'
- Подготовительная к школе группа Краткая характеристика речи детей
- Обследование речи детей
- Занятия
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
- Звуки т — т’
- Литература