logo
Фомичева М

Звук р'

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении р' такое же, как и при произнесении р, только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

II этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Уточнение произношения звука р' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.

Цель. Добиваться умения правильно произносить звук р' в слогах: учить соотносить звукосочетания ри, ря, рё, рю с соответствующими рисунками.

Предшествующая работа. Дети учились произносить звук р.

Подготовительная работа. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой.

Игра «Угадай, на какой трубе играем»

Краткое описание

Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание: «ра-ра-ра»; «ри-ри-ри», «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю». Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки.

Методические указания. Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит сурово, а трубы поменьше играют нежно, мягко.

III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р' в словах.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р' в словах.

Предшествующая работа. Отработан звук р' в слогах.

Подготовительная работа. Для игры подбирают следующие предметы: фонарик, матрешку, пузырек, веревку, резинку, пряжку, гриб, варежку и др.

Игра «Соблюдай порядок»

Краткое описание

Дети сидят полукругом. В центре стоит стол воспитателя, на котором разложены в ряд 3—4 предмета, в названии которых имеется звук р'. Вызванный ребенок показывает их детям, называет и ставит на место. Потом он поворачивается спиной к столу и на память называет стоящее на нем предметы по порядку. Если он ошибся, нужно еще раз дать ему посмотреть на стол. Затем воспитатель вызывает других детей и меняет порядок предметов (при повторении игры они по одному заменяются). Повторяя игру, можно давать для запоминания 5—6 предметов.

Методические указания. Слова надо называть громко, четко; звук р' выделять, произнося его четко, но не протяжно, не длительно.

IV этап работы

(проводится как целое занятие).

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р' во фразовой речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р' при пересказе рассказа «Наведем цорядок».

Предшествующая работа. Проведено уточнение звука р' в словах.

Подготовительная работа. Продумать вопросы к рассказу «Наведем порядок».

«Наведем порядок»

У нас в квартире кончился ремонт. После ремонта надо навести порядок. Мама занята, она варит варенье из рябины. Порядок решили наводить мы сами. Римма руководит ребятами: «Марина, возьми тряпку и протри стекла. Рита, вытри тряпкой зеркало в коридоре и дверь. А ты, Боря убери свои рисунки. Привыкайте все убирать на место. Да вспомни, куда ты дел фонарик».

Римма распределила всем задания и сама принялась за работу. Интересно работать всем вместе. Скоро в квартире будет полный порядок.

Воспитатель читает рассказ. После чтения дети отвечают на вопросы по тексту. Далее организуется пересказ.

Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили все слова со звуком р'.

Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков р и р'

Вопросы и задания

Чем характеризуется речь детей в период от пяти до шести лет?

На что следует обратить внимание при обследовании речи детей пяти и шести лет?

На что направлена работа по усвоению правильного произношения в старшей группе?

Покажите преемственность в работе над следующими звуками:

j — jа — jу — jо; ш — ж — ч — щ; л — л'; р — р'.