logo

Развитие мышления в раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтя­гивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подоб­ные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревоч­ке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предме­ты, которые объективно и зрительно разъединены, - он свя­зывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной рабо­ты мышления — взрослые дают образцы нужных действий и по­казывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на от­дельные вещи, но на связь между предметами, что в дальней­шем способствует установлению таких связей в новых услови­ях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем прак­тических проб. Он пробует разные способы открывания коро­бочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получа­ет эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю или, сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает ее и достает спрятанный предмет. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего воз­раста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.

Внешние, практические ориентировочные действия служат ос­новой и исходным пунктом для формирования всех форм мыш­ления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и зак­рывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Конечно, этот опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конк­ретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со сто­роны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существен­ных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость от­крытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успеш­ности решения практических задач, но прежде всего в эмоцио­нальной вовлеченности в такое экспериментирование, настой­чивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ре­бенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания ка­кого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок до­гадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, зака­тившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего дей­ствия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи проис­ходит в результате внутренних действий с образами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления толь­ко зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления детей раннего возрас­та занимает развитие обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.