logo

Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации

Как отмечалось выше, своеобразие мышления дошколь­ника, по Пиаже, заключается в том, что свою точку зрения ребенок принимает за абсолютную. Он не осознает своей по­зиции и, следовательно, не подозревает об ее относительнос­ти. Эта эгоцентрическая позиция представляет собой субъективное видение мира. Умственное развитие в дошкольном воз­расте заключается в преодолении этой центрированной пози­ции, т. е. в развитии децентрации, или в переходе от индивиду­альной к социальной позиции.

Выготский, критикуя Пиаже, отстаивает другой взгляд. С его точки зрения, позиция ребенка, его отношение к миру вещей и миру людей с самого начала формируется пол влиянием взрослого, и следовательно, с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности, вещах и способах действия с ними. Развивающийся ребенок не конструирует своего собствен­ного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто этим знанием уже владеет. Особенности восприятия и мышления ребенка-дошкольника и, в частности, феномены Пиаже объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием об­щественных средств и способов решения задачи (интеллекту­альной или перцептивной), т. е. непосредственностью восприя­тия и суждения. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориенти­ровочных действий и пр.), которые позволяют встать на объек­тивно-общественную точку зрения. Переходе непосредствен­ной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодей­ствии ребенка со взрослым - стихийном или специально орга­низованном.

В отечественной психологии был проведен ряд исследова­ний, где в специально организованных условиях осуществ­лялся процесс децентрации у детей дошкольного возраста. Так, в работе Л. Ф. Обуховой у ребенка формировалось представле­ние о сохранении количества. В основу работы легла гипотеза о том, что полноценное понятие о сохранении количества мож­но получить, если подходить к оценке объекта с помощью объек­тивных критериев (эталонов, мер и вспомогательных средств, отмечающих и закрепляющих отмеренное). В этом исследова­нии у дошкольников создавался новый для детей, опосредство­ванный способ мышления, который заменял оценку вещей по непосредственному впечатлению. Детей учили пользоваться ору­дием — мерой и вспомогательными средствами (метками) для оценки величин в специально созданных задачах. С помощью этих средств дети могли вычленить в объектах разные свойства и измерения и таким образом снять глобальность и непосред­ственность оценки количества. Использование меры и меток, закрепляющих отмеренное, позволяли детям представить объект в преобразованном виде; этот преобразованный вид объекта яв­ляется внешним выражением того, что станет в дальнейшем внутренним планом рассуждений ребенка.

Оказалось, что обучение детей сразу же на задачах Пиаже не дает желаемого результата, поскольку яркие внешние раз­личия сравниваемых объектов делают ребенка невосприимчи­вым к обучению. Однако сформированный на других задачах способ измерения дети переносят на задачи Ж. Пиаже. Очень важно, что уже при выполнении первых заданий происходит разделение того, что «кажется» и что «на самом деле». Реаль­ное, орудийно-опосредованное действие приводит к разделе­нию внешней картины вещей на ее видимость и скрытые за этой видимостью существенные отношения. А это значит, что не­посредственное восприятие перестает быть единственной и аб­солютной точкой зрения ребенка. Вместо эгоцентрической по­является другая, объективная позиция.

Интересный эксперимент по преодолению эгоцентрической позиции ребенка был проведен В. А. Недоспасовой под руко­водством Д. Б. Эльконина. В основе этой работы лежала гипотеза о том, что процесс преодоления центрации связан с освобож­дением от своих фактических связей, личных зависимостей и оце­нок. Именно условность позволяет ребенку занимать точки зрения других людей и, соответственно, понять относитель­ность своей собственной. Преодоление центрации заключает­ся, соответственно, в переходе со своей, «единственно возмож­ной» для ребенка фактической позиции на позицию, общую для него и других людей. Такая позиция была названа условно-ди­намической.

Эксперимент проводился на материале известной за­дачи Пиаже «Три горы» и строился по принципу ролевой игры. Дети условно и последовательно отождествляли себя с разными персонажами (куклами, сидящими с раз­ных сторон макета) и рассматривали один и тот же объект с разных точек зрения. Ребенку, сидящему на одном месте, говорили: «В этой игре ты будешь Петей - вот ты (показывают на куклу). Скажи, прямо перед тобой гора какого цвета? А справа от тебя? А дальняя гора тебе - Пете видна целиком? А коричневая гора тебе видна? А теперь ты Коля...» Подобным образом выяснялась позиция каж­дой из кукол. Затем ребенку предлагали картинку с перспективой гор и просили определить точку зрения, с которой эта перспектива видна: «Кем ты должен быть, чтобы увидеть горы вот так?» После того как ребенок научался определять перспективу гор с различных пози­ций Я - персонажа, ему предлагалось определить, как видит тот же пейзаж другое лицо: «Ты - Коля, ты видишь горы вот так. Скажи, как видит горы Маша со своего места? А Петя?» и пр.

Такое обучение 5-летних детей оказало большое влияние на их позицию в задаче. Если до эксперимента все испытуемые обнаружили феномен центрации, то после него дети без труда понимали другую точку зрения. Преодоление эгоцентрической точки зрения было связано прежде всего с уравниванием по ценности своей позиции и позиции других людей. Возникло понимание условности позиции — как своей, так и других, ко­торая возможна только в ситуации договора со взрослым. Ус­ловность, когда непосредственная и абсолютная позиция ре­бенка опосредуется позицией другого, вымышленного лица, — важная предпосылка развития мышления ребенка. Этот экспе­римент показал, что пространственные характеристики для дош­кольников выступают прежде всего относительно людей, а не ве­щей; именно одушевленное лицо, а не предмет может быть для ребенка носителем позиции. Принадлежность позиции дру­гому лицу позволяет сменить свою единственную и абсолют­ную точку зрения на относительную и опосредствованную точ­кой зрения другого.

В естественной жизни дошкольника формирование услов­но-динамической позиции происходит в ролевой игре, где дети, принимая роли различных персонажей, последовательно ста­новятся на различные условные точки зрения. Именно поэтому ролевая игра столь важна для преодоления детского эгоцент­ризма и становления децентрации.