Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации
Как отмечалось выше, своеобразие мышления дошкольника, по Пиаже, заключается в том, что свою точку зрения ребенок принимает за абсолютную. Он не осознает своей позиции и, следовательно, не подозревает об ее относительности. Эта эгоцентрическая позиция представляет собой субъективное видение мира. Умственное развитие в дошкольном возрасте заключается в преодолении этой центрированной позиции, т. е. в развитии децентрации, или в переходе от индивидуальной к социальной позиции.
Выготский, критикуя Пиаже, отстаивает другой взгляд. С его точки зрения, позиция ребенка, его отношение к миру вещей и миру людей с самого начала формируется пол влиянием взрослого, и следовательно, с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности, вещах и способах действия с ними. Развивающийся ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто этим знанием уже владеет. Особенности восприятия и мышления ребенка-дошкольника и, в частности, феномены Пиаже объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием общественных средств и способов решения задачи (интеллектуальной или перцептивной), т. е. непосредственностью восприятия и суждения. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий и пр.), которые позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переходе непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым - стихийном или специально организованном.
В отечественной психологии был проведен ряд исследований, где в специально организованных условиях осуществлялся процесс децентрации у детей дошкольного возраста. Так, в работе Л. Ф. Обуховой у ребенка формировалось представление о сохранении количества. В основу работы легла гипотеза о том, что полноценное понятие о сохранении количества можно получить, если подходить к оценке объекта с помощью объективных критериев (эталонов, мер и вспомогательных средств, отмечающих и закрепляющих отмеренное). В этом исследовании у дошкольников создавался новый для детей, опосредствованный способ мышления, который заменял оценку вещей по непосредственному впечатлению. Детей учили пользоваться орудием — мерой и вспомогательными средствами (метками) для оценки величин в специально созданных задачах. С помощью этих средств дети могли вычленить в объектах разные свойства и измерения и таким образом снять глобальность и непосредственность оценки количества. Использование меры и меток, закрепляющих отмеренное, позволяли детям представить объект в преобразованном виде; этот преобразованный вид объекта является внешним выражением того, что станет в дальнейшем внутренним планом рассуждений ребенка.
Оказалось, что обучение детей сразу же на задачах Пиаже не дает желаемого результата, поскольку яркие внешние различия сравниваемых объектов делают ребенка невосприимчивым к обучению. Однако сформированный на других задачах способ измерения дети переносят на задачи Ж. Пиаже. Очень важно, что уже при выполнении первых заданий происходит разделение того, что «кажется» и что «на самом деле». Реальное, орудийно-опосредованное действие приводит к разделению внешней картины вещей на ее видимость и скрытые за этой видимостью существенные отношения. А это значит, что непосредственное восприятие перестает быть единственной и абсолютной точкой зрения ребенка. Вместо эгоцентрической появляется другая, объективная позиция.
Интересный эксперимент по преодолению эгоцентрической позиции ребенка был проведен В. А. Недоспасовой под руководством Д. Б. Эльконина. В основе этой работы лежала гипотеза о том, что процесс преодоления центрации связан с освобождением от своих фактических связей, личных зависимостей и оценок. Именно условность позволяет ребенку занимать точки зрения других людей и, соответственно, понять относительность своей собственной. Преодоление центрации заключается, соответственно, в переходе со своей, «единственно возможной» для ребенка фактической позиции на позицию, общую для него и других людей. Такая позиция была названа условно-динамической.
Эксперимент проводился на материале известной задачи Пиаже «Три горы» и строился по принципу ролевой игры. Дети условно и последовательно отождествляли себя с разными персонажами (куклами, сидящими с разных сторон макета) и рассматривали один и тот же объект с разных точек зрения. Ребенку, сидящему на одном месте, говорили: «В этой игре ты будешь Петей - вот ты (показывают на куклу). Скажи, прямо перед тобой гора какого цвета? А справа от тебя? А дальняя гора тебе - Пете видна целиком? А коричневая гора тебе видна? А теперь ты Коля...» Подобным образом выяснялась позиция каждой из кукол. Затем ребенку предлагали картинку с перспективой гор и просили определить точку зрения, с которой эта перспектива видна: «Кем ты должен быть, чтобы увидеть горы вот так?» После того как ребенок научался определять перспективу гор с различных позиций Я - персонажа, ему предлагалось определить, как видит тот же пейзаж другое лицо: «Ты - Коля, ты видишь горы вот так. Скажи, как видит горы Маша со своего места? А Петя?» и пр.
Такое обучение 5-летних детей оказало большое влияние на их позицию в задаче. Если до эксперимента все испытуемые обнаружили феномен центрации, то после него дети без труда понимали другую точку зрения. Преодоление эгоцентрической точки зрения было связано прежде всего с уравниванием по ценности своей позиции и позиции других людей. Возникло понимание условности позиции — как своей, так и других, которая возможна только в ситуации договора со взрослым. Условность, когда непосредственная и абсолютная позиция ребенка опосредуется позицией другого, вымышленного лица, — важная предпосылка развития мышления ребенка. Этот эксперимент показал, что пространственные характеристики для дошкольников выступают прежде всего относительно людей, а не вещей; именно одушевленное лицо, а не предмет может быть для ребенка носителем позиции. Принадлежность позиции другому лицу позволяет сменить свою единственную и абсолютную точку зрения на относительную и опосредствованную точкой зрения другого.
В естественной жизни дошкольника формирование условно-динамической позиции происходит в ролевой игре, где дети, принимая роли различных персонажей, последовательно становятся на различные условные точки зрения. Именно поэтому ролевая игра столь важна для преодоления детского эгоцентризма и становления децентрации.
- Глава 1
- Специфика детского развития
- Детство как социокультурный феномен
- Детская психология в системе наук
- Глава 2 Методы детской психологии
- Глава 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие
- Этологический подход к психическому развитию ребенка
- Психоаналитическая теория
- Теория привязанности
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже
- Бихевиоризм и теория социального научения
- Теория конвергенции двух факторов
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребёнка. Высшие психические функции человека
- Основной закон развития высших психических функций
- Проблема обучения и развития
- Понятие ведущей деятельности
- Развитие общения ребенка со взрослым
- Периодизация психического развития в онтогенезе
- Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца. Особенности социальной ситуации развития младенца
- Влияние общения со взрослым на развитие младенца
- Микропериоды младенческого возраста
- Глава 2. Общая характеристика периода новорождённости Кризис рождения
- Врожденные рефлексы новорожденного
- Сенсорные способности новорожденного.
- Становление потребности в общении со взрослым
- Глава 3. Общение младенца со взрослым. «Комплекс оживления» младенца
- Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
- Развитие отношения к взрослому на первом году жизни
- Предпосылки развития речи
- Глава 4. Развитие познавательной и манипулятивной деятельности младенца Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни
- Становление целенаправленных движений младенца
- Развитие манипулятивных действий младенца
- Развитие познавательной активности во втором полугодии
- Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года Представление о себе у младенцев второго полугодия
- Феномены кризиса первого года жизни
- Новообразования кризиса первого года.
- Литература
- Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий. Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка
- Возникновение специфических действий с предметами
- Овладение орудийными действиями
- Глава 2. Развитие познавательной сферы детей. Развитие восприятия в раннем возрасте
- Развитие мышления в раннем возрасте
- Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
- Роль речи в развитии мышления ребенка
- Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте. Различные взгляды на природу речевой способности ребенка
- Феномен автономной детской речи
- Возникновение активных слов у ребенка
- Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни
- Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка
- Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте
- Глава. Развитие игры в раннем возрасте. Процессуальная игра ребенка второго года жизни
- Психологическое значение символических игровых замещений ребенка
- Становление игровых замещений в раннем возрасте
- Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста
- Глава 5. Становление потребности в общении со сверстниками. Отношение детей раннего возраста к сверстнику
- Специфика общения детей раннего возраста
- Роль взрослого в становлении общения со сверстником
- Глава 6 . Предпосылки становления личности и кризис трёх лет. Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
- Основные феномены кризиса трех лет
- Личностные новообразования в период кризиса трех лет
- Литература
- Глава 1. Сюжетно – ролевая игра и её роль в развитии дошкольника. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника
- Социальная природа ролевой игры дошкольника
- Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
- Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
- Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
- Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольников. Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте
- Феномен эгоцентрической речи
- Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации
- Опосредствованность познавательных процессов ребенка
- Взаимосвязь различных форм мышления ребенка
- Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика детского воображения.
- Формы проявления воображения дошкольника
- Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития
- Глава 4. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым
- Особенности общения дошкольников со сверстниками
- Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
- Дифференциация детей в детском коллективе
- Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Становление личностных механизмов поведения.
- Развитие воли и произвольности дошкольника
- Становление эстетических инстанций и социальных чувств.
- Развитие самосознания и самооценки дошкольника
- Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе Основные симптомы кризиса семи лет.
- Психологические новообразования кризиса семи лет
- Проблема готовности к школьному обучению
- P.S. Заключение два пути детского развития - акселерация и амплификация
- Литература
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка…………………………………….18
- Часть 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)………………………………..27
- Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца……………………………………………….27
- Глава 2 Общая характеристика периода новорождённости…………………………………………………..30
- Глава 3 Общение младенца со взрослым............................................................................................................34
- Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте………………………………………………………………………..64
- Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником………………………………………………….68
- Часть 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте…………………………………………………………76
- Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника……………………………………………….76