Феномен эгоцентрической речи
Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Пиаже считал феномен эгоцентрической детской речи, открытый и подробно описанный им. Пиаже обратил внимание на то, что дети 4-6 лет часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями. Он пришел к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две большие группы - эгоцентрическую и социализированную речь. Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.
Этот словесный аккомпанемент детской деятельности существенно отличается от социализированной речи, функция которой совершенно иная: здесь ребенок просит, обменивается мыслями, задает вопросы, пытается воздействовать на окружающих и пр.
Пиаже ввел специальный коэффициент эгоцентрической речи, который подсчитывается как отношение эгоцентрических высказываний к общему числу высказываний ребенка в единицу времени. Оказалось, что в 3—5 лет этот коэффициент достигает своего максимального значения и равен 54—60%. После 6—7 лет этот коэффициент начинает стремительно падать и в школьном возрасте практически сходит на нет — речь ребенка становится исключительно социализированной.
Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь ребенка ничего существенно не меняет ни в деятельности, ни в переживаниях ребенка, она, как аккомпанемент, сопровождает основную мелодию, не вмешиваясь в ее строй. Она является как бы побочным продуктом детской активности, в котором находят свое отражение миражные формы мышления ребенка. Поскольку главной сферой жизни в этом возрасте является игра, в которой ребенок живет в мире своих грез и фантазий, эта «несоциальная» работа детского воображения и выражается в эгоцентрической речи. А так как эта речь не несет на себе никакой полезной функции, естественно, что в процессе детского развития она постепенно отмирает, уступая место другим, социализированным формам мышления и речи.
Такое объяснение природы эгоцентрической речи прямо вытекает из основных положений общей концепции Пиаже. Как известно, в начале психического развития, по Пиаже, находится аутическая мысль, т. е. мысль, направленная на себя. Она не приспосабливается к внешней действительности, а сама создает себе воображаемую действительность или действительность сновидения. Аутическая мысль направлена на удовлетворение желаний, она остается чисто индивидуальной, существует в образах и не может быть выражена непосредственно речью.
Логическая форма мышления, характерная для взрослого человека, напротив, сознательна, т. е. она преследует цели, которые ясно представлены уму, разумна, направлена на приспособление к действительности и стремится воздействовать на нее. Эта мысль социальна, подчиняется общепринятым законам логики и всегда может быть выражена речью.
Между этими двумя крайними полюсами находится промежуточный этап, который Пиаже и назвал эгоцентрической мыслью. Эгоцентрическая мысль представляет собой как бы середину между аутической и социальной формой мысли. Она содержит в себе моменты эгоцентрической мысли (направлена на удовлетворение желаний, неосознанна, спонтанна) и в то же время имеет черты, сближающие ее с социализированной мыслью взрослых (учитывает окружающую действительность и приспосабливается к ней, хотя и выражается в речи эгоцентрической, не подразумевающей позицию другого). Таким образом, эгоцентрическая мысль, согласно Пиаже, с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике.
Однако Л. С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентрическая речь ребенка и какие причины ее порождают. Для этого в деятельность ребенка вносился ряд затрудняющих моментов.
Например, при свободном рисовании в нужную минуту у ребенка не оказывалось под рукой необходимого ему карандаша или бумаги. Эксперименты показали, что такие затруднения в детской деятельности резко повышают коэффициент эгоцентрической речи. Ребенок, оказавшись в затруднении, пытался осмыслить положение и делал это с помощью речи: «Где карандаш, мне нужен синий карандаш, а его нету. Ничего, я вместо этого нарисую красным, смочу водой, это потемнеет и будет как синее», - рассуждал ребенок сам с собой.
На основании этих экспериментов Выготский предположил, что одним из факторов, вызывающих эгоцентрическую речь, являются затруднения или нарушения в гладко текущей деятельности. В такой речи ребенок с помощью слов пытался осмыслить ситуацию и спланировать свои ближайшие действия. Дети старшего возраста (после 7 лет) вели себя несколько иначе — они всматривались, обдумывали, а затем находили выход.
На вопрос, о чем он думал, ребенок давал ответы очень близкие к высказываниям дошкольников вслух. Таким образом, можно полагать, что та же операция, которая совершается у дошкольника в открытой речи вслух, у школьника осуществляется в речи внутренней, беззвучной.
Выготский предположил, что эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления ребенка, т. е. помогает ребенку осознать ситуацию и разрешить возникшую задачу. Следует подчеркнуть, что Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Человеческое мышление не только выражает себя в речи, но и осуществляется в ней. Мышление совершается в плане внутренней речи, которая по своей функции и структуре существенно отличается от внешней. В отличие от внешней, или коммуникативной, речи, она не направлена на собеседника и не предполагает воздействия на него; она предельно сокращена, она опускает все находящееся перед глазами, предикативна (т. е. в ней преобладают сказуемые и предикаты), она понятна только самому себе.
Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека. Во-первых, и та, и другая есть речь для себя, не выполняющая какой-либо социальной функции. Во-вторых, их объединяет общее строение. Как показал Пиаже, эгоцентрическая речь непонятна окружающим, она сокращена, обнаруживает тенденцию к пропускам или коротким замыканиям; если ее оторвать от ситуации, в которой она возникла, она не будет иметь никакого смысла. Все это, несомненно, сближает эгоцентрическую речь ребенка и внутреннюю речь взрослого. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позволяет говорить о том, что после 7 лет происходит не ее отмирание, а ее превращение во внутреннюю речь, или уход ее внутрь.
Таким образом, ход развития мышления и речи, с точки зрения Выготского, можно представить следующим образом. Первоначальная функция речи ребенка чисто социальная — функция сообщения, связи между людьми и воздействия на окружающих. На определенной ступени развития, которая приходится на дошкольный возраст, функции речи дифференцируются на эгоцентрическую, которая становится средством мышления, и коммуникативную, осуществляющую связь с другими людьми. Обе эти функции речи являются в равной мере социальными, но разнонаправленными. Эгоцентрическая речь возникает на основе социальной путем перенесения ребенком социальных форм поведения в сферу личных психических функций. Ребенок начинает разговаривать сам с собой так же, как он прежде разговаривал с другими. Разговаривая сам с собой, он начинает думать вслух там, где ситуация вынуждает его к этому. На основе эгоцентрической речи, отделившейся от социальной, возникает затем внутренняя речь ребенка, которая является основой его мышления — как аутистического, так и логического. Таким образом, согласно этой гипотезе эгоцентрическая речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней. Этот переход осуществляется через разделение функций речи, обособление эгоцентрической речи, ее постепенное сокращение и, наконец, через превращение ее во внутреннюю речь.
Итак, мы можем видеть, как кардинально меняется объяснение одного и того же феномена в зависимости от теоретических позиций автора и от понимания исходного пункта развития. Если для Пиаже этим исходным пунктом является аутизм, который постепенно вытесняется социальным миром, то для Выготского ребенок изначально максимально социален и в ходе его социального развития возникает его индивидуальная психика и его неповторимая личность. В дискуссии с Пиаже Выготский убедительно показал, что действительное движение процесса развития детского мышления осуществляется не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному.
- Глава 1
- Специфика детского развития
- Детство как социокультурный феномен
- Детская психология в системе наук
- Глава 2 Методы детской психологии
- Глава 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие
- Этологический подход к психическому развитию ребенка
- Психоаналитическая теория
- Теория привязанности
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже
- Бихевиоризм и теория социального научения
- Теория конвергенции двух факторов
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребёнка. Высшие психические функции человека
- Основной закон развития высших психических функций
- Проблема обучения и развития
- Понятие ведущей деятельности
- Развитие общения ребенка со взрослым
- Периодизация психического развития в онтогенезе
- Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца. Особенности социальной ситуации развития младенца
- Влияние общения со взрослым на развитие младенца
- Микропериоды младенческого возраста
- Глава 2. Общая характеристика периода новорождённости Кризис рождения
- Врожденные рефлексы новорожденного
- Сенсорные способности новорожденного.
- Становление потребности в общении со взрослым
- Глава 3. Общение младенца со взрослым. «Комплекс оживления» младенца
- Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
- Развитие отношения к взрослому на первом году жизни
- Предпосылки развития речи
- Глава 4. Развитие познавательной и манипулятивной деятельности младенца Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни
- Становление целенаправленных движений младенца
- Развитие манипулятивных действий младенца
- Развитие познавательной активности во втором полугодии
- Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года Представление о себе у младенцев второго полугодия
- Феномены кризиса первого года жизни
- Новообразования кризиса первого года.
- Литература
- Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий. Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка
- Возникновение специфических действий с предметами
- Овладение орудийными действиями
- Глава 2. Развитие познавательной сферы детей. Развитие восприятия в раннем возрасте
- Развитие мышления в раннем возрасте
- Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
- Роль речи в развитии мышления ребенка
- Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте. Различные взгляды на природу речевой способности ребенка
- Феномен автономной детской речи
- Возникновение активных слов у ребенка
- Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни
- Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка
- Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте
- Глава. Развитие игры в раннем возрасте. Процессуальная игра ребенка второго года жизни
- Психологическое значение символических игровых замещений ребенка
- Становление игровых замещений в раннем возрасте
- Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста
- Глава 5. Становление потребности в общении со сверстниками. Отношение детей раннего возраста к сверстнику
- Специфика общения детей раннего возраста
- Роль взрослого в становлении общения со сверстником
- Глава 6 . Предпосылки становления личности и кризис трёх лет. Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
- Основные феномены кризиса трех лет
- Личностные новообразования в период кризиса трех лет
- Литература
- Глава 1. Сюжетно – ролевая игра и её роль в развитии дошкольника. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника
- Социальная природа ролевой игры дошкольника
- Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
- Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
- Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
- Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольников. Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте
- Феномен эгоцентрической речи
- Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации
- Опосредствованность познавательных процессов ребенка
- Взаимосвязь различных форм мышления ребенка
- Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика детского воображения.
- Формы проявления воображения дошкольника
- Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития
- Глава 4. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым
- Особенности общения дошкольников со сверстниками
- Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
- Дифференциация детей в детском коллективе
- Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Становление личностных механизмов поведения.
- Развитие воли и произвольности дошкольника
- Становление эстетических инстанций и социальных чувств.
- Развитие самосознания и самооценки дошкольника
- Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе Основные симптомы кризиса семи лет.
- Психологические новообразования кризиса семи лет
- Проблема готовности к школьному обучению
- P.S. Заключение два пути детского развития - акселерация и амплификация
- Литература
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка…………………………………….18
- Часть 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)………………………………..27
- Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца……………………………………………….27
- Глава 2 Общая характеристика периода новорождённости…………………………………………………..30
- Глава 3 Общение младенца со взрослым............................................................................................................34
- Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте………………………………………………………………………..64
- Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником………………………………………………….68
- Часть 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте…………………………………………………………76
- Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника……………………………………………….76