Литература
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М„1968,
Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. - 1951. Вып. 36.
Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей.-М., 1985.
Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание, гг. 1979. — №5.
Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. — 1988.-№ 4.
Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т.4. - М., 1984
Елагина М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. — М., 1989.
Ермолова Т. В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. - 1995. — № 2.
Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - №1.
Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1980. -№ 2.
Запорожец АВ. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1986.
Запорожец А- В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников // Вопросы , психологии.— 1977.— № 6.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в шкоде. - М., 1991.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.; Л., 1948.
Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. Межличностные отношения от рождения до семи лет. — М. — Воронеж, 2001.
Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975.
Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Психология. - 1988. - № 1.
Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М.,1974.
Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М., 1977.
Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
Развитие личности и деятельности дошкольника. - М., 1965.
Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М„ 1989.
Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М., 1965.
Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М., 1986.
Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада.-М., 1978.
Смирнова Е. О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. - Магадан, 1993.
Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3.
Умственное воспитание дошкольников. - М., 1972.
Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960.
Эльконт Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1 Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка …..2
Глава 1 Предмет и задачи детской психологии……………………………………………………….2
Детская психология — наука о психическом развитии ребенка……………………………………….2
Специфика детского развития……………………………………………………………………………2
Детство как социокультурный феномен…………………………………………………………………4
Детская психология в системе наук………………………………………………………………………5
Глава 2 Методы детской психологии……………………………………………………………………6
Метод наблюдения………………………………………………………………………………………….6
Метод эксперимента……………………………………………………………………………………….8
Глава 3 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие……………………………..10
Этологический подход к психическому развитию ребенка………………………………………………10
Психоаналитическая теория...........................................................................................................................11
Теория привязанности ……………………………………………………………………………………….13
Теория когнитивного развития Жана Пиаже……………………………………………………………….14
Бихевиоризм и теория социального научения……………………………………………………………..16
Теория конвергенции двух факторов………………………………………………………………………..17
- Глава 1
- Специфика детского развития
- Детство как социокультурный феномен
- Детская психология в системе наук
- Глава 2 Методы детской психологии
- Глава 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие
- Этологический подход к психическому развитию ребенка
- Психоаналитическая теория
- Теория привязанности
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже
- Бихевиоризм и теория социального научения
- Теория конвергенции двух факторов
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребёнка. Высшие психические функции человека
- Основной закон развития высших психических функций
- Проблема обучения и развития
- Понятие ведущей деятельности
- Развитие общения ребенка со взрослым
- Периодизация психического развития в онтогенезе
- Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца. Особенности социальной ситуации развития младенца
- Влияние общения со взрослым на развитие младенца
- Микропериоды младенческого возраста
- Глава 2. Общая характеристика периода новорождённости Кризис рождения
- Врожденные рефлексы новорожденного
- Сенсорные способности новорожденного.
- Становление потребности в общении со взрослым
- Глава 3. Общение младенца со взрослым. «Комплекс оживления» младенца
- Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
- Развитие отношения к взрослому на первом году жизни
- Предпосылки развития речи
- Глава 4. Развитие познавательной и манипулятивной деятельности младенца Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни
- Становление целенаправленных движений младенца
- Развитие манипулятивных действий младенца
- Развитие познавательной активности во втором полугодии
- Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года Представление о себе у младенцев второго полугодия
- Феномены кризиса первого года жизни
- Новообразования кризиса первого года.
- Литература
- Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий. Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка
- Возникновение специфических действий с предметами
- Овладение орудийными действиями
- Глава 2. Развитие познавательной сферы детей. Развитие восприятия в раннем возрасте
- Развитие мышления в раннем возрасте
- Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
- Роль речи в развитии мышления ребенка
- Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте. Различные взгляды на природу речевой способности ребенка
- Феномен автономной детской речи
- Возникновение активных слов у ребенка
- Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни
- Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка
- Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте
- Глава. Развитие игры в раннем возрасте. Процессуальная игра ребенка второго года жизни
- Психологическое значение символических игровых замещений ребенка
- Становление игровых замещений в раннем возрасте
- Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста
- Глава 5. Становление потребности в общении со сверстниками. Отношение детей раннего возраста к сверстнику
- Специфика общения детей раннего возраста
- Роль взрослого в становлении общения со сверстником
- Глава 6 . Предпосылки становления личности и кризис трёх лет. Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
- Основные феномены кризиса трех лет
- Личностные новообразования в период кризиса трех лет
- Литература
- Глава 1. Сюжетно – ролевая игра и её роль в развитии дошкольника. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника
- Социальная природа ролевой игры дошкольника
- Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
- Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
- Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
- Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольников. Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте
- Феномен эгоцентрической речи
- Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации
- Опосредствованность познавательных процессов ребенка
- Взаимосвязь различных форм мышления ребенка
- Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика детского воображения.
- Формы проявления воображения дошкольника
- Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития
- Глава 4. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым
- Особенности общения дошкольников со сверстниками
- Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
- Дифференциация детей в детском коллективе
- Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Становление личностных механизмов поведения.
- Развитие воли и произвольности дошкольника
- Становление эстетических инстанций и социальных чувств.
- Развитие самосознания и самооценки дошкольника
- Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе Основные симптомы кризиса семи лет.
- Психологические новообразования кризиса семи лет
- Проблема готовности к школьному обучению
- P.S. Заключение два пути детского развития - акселерация и амплификация
- Литература
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка…………………………………….18
- Часть 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)………………………………..27
- Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца……………………………………………….27
- Глава 2 Общая характеристика периода новорождённости…………………………………………………..30
- Глава 3 Общение младенца со взрослым............................................................................................................34
- Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте………………………………………………………………………..64
- Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником………………………………………………….68
- Часть 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте…………………………………………………………76
- Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника……………………………………………….76