logo

Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года Представление о себе у младенцев второго полугодия

Как отмечалось выше, в ходе ситуативно-личностного об­щения ребенок ориентируется на доброжелательное внимание взрослого, которое обеспечивает ему положительное самоощу­щение. Поэтому младенец выделяет доброжелательное внима­ние в любом воздействии взрослого. Переход к манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни обусловливает развитие у ребенка способности более четко воспринимать ре­зультаты своих конкретных действий и усиливает переживание самого себя как действующего начала. Все это делает представ­ление о себе более четким и оформленным. Причем на станов­ление этого представления существенное влияние оказывает опыт общения ребенка с близкими взрослыми.

В исследовании Н. Н. Авдеевой изучалось влияние характе­ра общения со взрослым на качественные особенности образа себя у маленьких детей с разным опытом общения. Предметом исследования было восприятие ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связы­вается в психологии с изучением самосознания. Интерес ма­леньких детей к зеркалу был описан еще Ч. Дарвиным, который указывал, что узнавание себя в зеркале является явным свиде­тельством наличия образа самого себя у ребенка.

Методика исследования Н. Н. Авдеевой заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в различных ситуациях: ситуации с измененной внешностью (ребенку незаметно наносили пятно на лоб или надевали ватную повязку на ухо); ситуации с присут­ствием близкого взрослого; ситуации с игрушкой, находя­щейся сзади ребенка, но отраженной в зеркале, и пр. Направленность поведения младенца на самого себя (по­пытки стереть пятно или снять повязку) свидетельствова­ла об узнавании себя в зеркале. Направленность действий на зеркало или на зеркальное отражение говорило о том, что ребенок не соотносит себя с воспринимаемым зер­кальным отражением и не узнает себя. В исследовании принимали участие дети из семьи и воспитанники дома ребенка.

Результаты этого исследования выявили яркие раз­личия в восприятии и отношении к своему зеркальному отражению у воспитанников детского дома по сравнению с детьми из семьи. У детей из семьи стойкий инте­рес к своему зеркальному отражению, сопровождавший­ся интенсивными положительными эмоциями, наблюдался уже в конце третьего месяца жизни. В конце второго полу­годия семейные дети уже уверенно узнавали себя в зер­кале: они охотно играли со своим зеркальным отражени­ем (гримасничали, строили рожи), использовали зеркало как средство коррекции своего внешнего облика (снима­ли повязку с головы, пытались стереть пятно со лба). Прямым доказательством развития представлений о себе является развернутый во времени процесс построения конкретных представлений о себе, который наблюдался у семейных детей начиная с конца первого полугодия жизни. Н. Н. Авдеева описывает следующую картину: "Ре­бенок размахивает рукой, перебирает пальчиками, посту­кивает по зеркалу и одновременно наблюдает за отраже­нием своей руки в зеркале. Затем, на следующей стадии, совершив движение, переводит взгляд на реальную руку, после чего рассматривает свое лицо, глаза. Часто ребе­нок попеременно смотрит на руку, ее отражение и уста­навливает контакт глазами, связывая свои действия в еди­ное целое. Характерными являются паузы, прерывающие действия ребенка: он совершает действие, останавливает­ся, замерев, снова размахивает и снова останавливается, внимательно глядя в зеркало и радуясь произведенному эффекту». В этом описании четко просматривается фор­мирование представлений младенца о себе и своих возможностях, о которых он узнает через зеркало. При­чем узнавание себя всегда приносит детям радостные эмоции.

В отличие от этого, восприятие своего отражения в зер­кале у воспитанников дома ребенка вызывало в основном отрицательные экспрессии (настороженность, тревогу, ис­пуг, отворачивание), особенно, когда они находились «один на один» с зеркалом. В этой группе было значительно меньше действий, направленных на себя, и больше на­правленных на зеркало. Например, увидев в зеркале ма­лыша с повязкой на ухе, дети тянулись не к своей голове, а к зеркалу, как бы пытаясь потрогать повязку.

Все это может свидетельствовать о том, что дефицит личностно-ориентированного отношения, который испыты­вают дети в домах ребенка, и отсутствие у них положитель­ного эмоционального самоощущения приводят к аморф­ности и неустойчивости образа себя. Они не узнают себя в зеркале и не интересуются своим отражением, стремят­ся избежать неприятных и новых впечатлений. В отличие от этого, дети, растущие в семье и имеющие адекватный опыт общения с близкими взрослыми, проявляют стойкий интерес к своему отражению и уже во втором полугодии уверенно узнают себя в зеркале. Положительное само­ощущение, которое сформировалось у этих детей в пер­вом полугодии, дает им переживание своей уникальности, значимости для окружающих, ощущение себя как источ­ника разнообразной активности.

Во втором полугодии жизни под влиянием манипулятивной деятельности начинает формироваться переживание ребенком себя как действующего начала не только в общении со взрослым, но и в предметных действиях.

Острое переживание себя как активного, действующего на­чала наиболее ярко выступает в кризисе первого года, в поведе­нии типа Я сам.