Глава 1
Предмет и задачи детской психологии
Детская психология — наука о психическом развитии ребенка
Детство — период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр. Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.
Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.
Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки. Можно перечислить множество занятий, которые дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разные персонажи, страдать за судьбу бездомного котенка и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, что дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т. е. специфику их внутренней душевной жизни.
Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать.
Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличиваются вес и рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это количественное накопление. Если мы будем рассматривать ребенка как неполноценного взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям — т. е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется,
В отличие от этого, развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура его психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».
Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.
Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.
- Глава 1
- Специфика детского развития
- Детство как социокультурный феномен
- Детская психология в системе наук
- Глава 2 Методы детской психологии
- Глава 3 Основные теории объясняющие детское психическое развитие
- Этологический подход к психическому развитию ребенка
- Психоаналитическая теория
- Теория привязанности
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже
- Бихевиоризм и теория социального научения
- Теория конвергенции двух факторов
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребёнка. Высшие психические функции человека
- Основной закон развития высших психических функций
- Проблема обучения и развития
- Понятие ведущей деятельности
- Развитие общения ребенка со взрослым
- Периодизация психического развития в онтогенезе
- Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца. Особенности социальной ситуации развития младенца
- Влияние общения со взрослым на развитие младенца
- Микропериоды младенческого возраста
- Глава 2. Общая характеристика периода новорождённости Кризис рождения
- Врожденные рефлексы новорожденного
- Сенсорные способности новорожденного.
- Становление потребности в общении со взрослым
- Глава 3. Общение младенца со взрослым. «Комплекс оживления» младенца
- Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца
- Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым
- Развитие отношения к взрослому на первом году жизни
- Предпосылки развития речи
- Глава 4. Развитие познавательной и манипулятивной деятельности младенца Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни
- Становление целенаправленных движений младенца
- Развитие манипулятивных действий младенца
- Развитие познавательной активности во втором полугодии
- Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года Представление о себе у младенцев второго полугодия
- Феномены кризиса первого года жизни
- Новообразования кризиса первого года.
- Литература
- Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий. Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка
- Возникновение специфических действий с предметами
- Овладение орудийными действиями
- Глава 2. Развитие познавательной сферы детей. Развитие восприятия в раннем возрасте
- Развитие мышления в раннем возрасте
- Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
- Роль речи в развитии мышления ребенка
- Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте. Различные взгляды на природу речевой способности ребенка
- Феномен автономной детской речи
- Возникновение активных слов у ребенка
- Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни
- Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка
- Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте
- Глава. Развитие игры в раннем возрасте. Процессуальная игра ребенка второго года жизни
- Психологическое значение символических игровых замещений ребенка
- Становление игровых замещений в раннем возрасте
- Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста
- Глава 5. Становление потребности в общении со сверстниками. Отношение детей раннего возраста к сверстнику
- Специфика общения детей раннего возраста
- Роль взрослого в становлении общения со сверстником
- Глава 6 . Предпосылки становления личности и кризис трёх лет. Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
- Основные феномены кризиса трех лет
- Личностные новообразования в период кризиса трех лет
- Литература
- Глава 1. Сюжетно – ролевая игра и её роль в развитии дошкольника. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника
- Социальная природа ролевой игры дошкольника
- Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
- Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
- Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
- Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольников. Особенности представлении о мире в дошкольном возрасте
- Феномен эгоцентрической речи
- Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации
- Опосредствованность познавательных процессов ребенка
- Взаимосвязь различных форм мышления ребенка
- Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Общая характеристика детского воображения.
- Формы проявления воображения дошкольника
- Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития
- Глава 4. Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым
- Особенности общения дошкольников со сверстниками
- Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
- Дифференциация детей в детском коллективе
- Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Становление личностных механизмов поведения.
- Развитие воли и произвольности дошкольника
- Становление эстетических инстанций и социальных чувств.
- Развитие самосознания и самооценки дошкольника
- Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе Основные симптомы кризиса семи лет.
- Психологические новообразования кризиса семи лет
- Проблема готовности к школьному обучению
- P.S. Заключение два пути детского развития - акселерация и амплификация
- Литература
- Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка…………………………………….18
- Часть 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни)………………………………..27
- Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца……………………………………………….27
- Глава 2 Общая характеристика периода новорождённости…………………………………………………..30
- Глава 3 Общение младенца со взрослым............................................................................................................34
- Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте………………………………………………………………………..64
- Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником………………………………………………….68
- Часть 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте…………………………………………………………76
- Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника……………………………………………….76