logo

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

Разговор о творчестве применительно к детям раннего воз­раста может показаться странным. Ведь творчество в общем пла­не рассматривается как деятельность, результатом которой яв­ляется создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее. Однако взгляд на проблему творчества с точки зрения детской психологии заставляет уточнить это понимание. Л. С. Выготский писал, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменя­ет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для себя или других. С этой точки зрения можно и нужно говорить о твор­ческих проявлениях даже в раннем детстве, причем первые прояв­ления детского творчества появляются в игре детей, и главным образом в замещающих действиях.

Игра детей второго года жизни имеет в основном репродук­тивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрацией взрослого. Использование предме­тов-заместителей имеет чисто подражательный характер и плохо осознается ребенком.

На третьем году жизни игра, по данным Л. Н. Галигузовой, претерпевает значительные изменения, которые заключаются в следующем:

во-первых, усиливаются игровая мотивация и эмоциональ­ная вовлеченность ребенка в игру: увеличивается длительность игры, ребенок ярче и чаще проявляет различные эмоции, зна­чительно нарастает самостоятельность игровых действий, их не­зависимость от взрослого;

во-вторых, существенно меняется состав игровых действий. Увеличивается не только владение игровыми навыками и число игровых действий, но и их вариативность. На смену разрознен­ным действиям двухлеток приходит последовательная и само­стоятельная отработка схем одного сюжета. Так, для того чтобы приготовить кукле обед, ребенок может в течение 15-г20 мин ре­зать овощи, складывать их в кастрюлю, помешивать, пробовать на вкус, сервировать стол и пр. Вспомним, что малыш в той же ситуации бегло подносил ложку ко рту куклы;

в-третьих, что, пожалуй, самое главное, в репертуар игрово­го поведения детей прочно входят замещения. Большинство де­тей в конце 3-го года жизни без труда замещают одни предметы другими и сами дают им соответствующие названия. Эти заме­щения часто бывают достаточно оригинальными собственны­ми изобретениями детей. Они и являются первыми «продукта­ми» детского творчества.

Итак, к концу раннего возраста складывается новый спо­соб действия детей с предметами-заместителями. Ребенок на­чинает ясно видеть сходство и различие между обозначающим и обозначаемым предметом; выбор предмета-заместителя пе­рестает быть случайным - малыш сначала ищет подходящий предмет и только потом дает ему новое название. Осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий де­тей позволяют рассматривать их как проявления детского вооб­ражения. Появившаяся свобода в оперировании образами пред­метов и их обозначениями (словами) позволяет ребенку переструктурировать наглядную ситуацию в целом, вырваться за ее пределы и создать свой собственный сюжет игры.

Л. Н. Галигузова описывает следующий пример такого пере­структурирования:

«Наташа (2 года 11 месяцев), поиграв с куклой, неожи­данно отодвигает все игрушки в сторону, берет два блюд­ца и кладет на них по кубику и на каждый ставит овальную деталь пирамидки. Повернувшись к взрослому, говорит: "Это окошки (кубики), а это колобки сушатся". Затем Ната­ша снимает их и кладет на их место плоский пластмассо­вый треугольник: "Вот мост, машины сюда проезжают". Закрыв один из проемов другой деталью конструктора, объявляет: "Закрыт огород, не проезжать". Берет ложку и изображает ею машину, движется по мосту: "Ду-ду-ду". Затем строго говорит, обращаясь к ложке: "Огород зак­рыт, куда ты едешь?" Убрав ложку, девочка повторяет то же самое с палочкой...» и т. д.

В данном примере ребенок играет без опоры на реалисти­ческие игрушки, свободно замещая один предмет другим. Здесь игра уже выступает как совершенно самостоятельная, незави­симая от взрослого деятельность, в которой ребенок свободен от наглядной ситуации и творит свой собственный воображае­мый мир.

ИТОГИ

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.

На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия одноактные, между собой не связаны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами

Формирование игровых замещений осуществляется в со­вместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым дей­ствия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которого он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения.

В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конк­ретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Переименова­ние предмета (введение знака) преобразует для ребенка вос­принимаемую ситуацию в смысловую. Становится возможным действие от слова (или от мысли), а не от вещи.

Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, из­меняется структура игровых действий, начинает активно ра­ботать воображение детей. Оригинальные игровые замеще­ния, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления вообра­жения и творчества.