logo

Теория конвергенции двух факторов

Рассмотрев некоторые наиболее популярные в настоящее время психологические теории, мы увидели, что каждая из них предлагает свой взгляд на человека. В одних случаях природу человека определяют врожденные инстинкты, в других — соци­альная среда, дающая стимулы и подкрепления. А нельзя ли объединить эти факторы? Ведь, казалось бы, очевидно, что че­ловек является одновременно и биологическим, и социальным существом. Может быть, истина лежит где-то посередине?

При попытке ответить на этот вопрос возникла теория кон­вергенции, или теория двух факторов, предложенная В. Штерном. С его точки зрения, психическое развитие является ре­зультатом конвергенции (слияния) внутренних данных с вне­шними условиями. Например, окружающая среда доставляет материал для детской игры, а то, как и когда ребенок будет иг­рать, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает про­блема выяснения относительной роли наследственности и среды в развитии ребенка. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был соответствующий метод. Такой метод был найден в сравнитель­ных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Известно, что близнецы бывают монозиготными (МЗ — с идентичной на­следственностью) и дизиготными (ДЗ — с разной наследствен­ной основой). Если дети с разной наследственностью в одина­ковых внешних условиях будут развиваться по-разному, значит, это развитие определяется фактором наследственности, если же примерно одинаково, значит, решающую роль играет сре­да. Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны — среде. Сопоставляя коэффициенты различий меж­ду МЗ и ДЗ близнецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследствен­ных и средовых факторов. Этот метод является основным для психогенетики — науки, изучающей роль среды и наследствен­ности в психике человека вообще и развитии ребенка в част­ности.

Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наследственностью, живущие в одних внешних условиях, дол­жны быть абсолютно одинаковыми. Однако этого не происхо­дит. И родители, и психологи неоднократно отмечали, что мононозиготные близнецы в одной и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обо­их факторов. Почему же так получается? Может быть, и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, оп­ределяющими развитие ребенка? К ответу на этот вопрос мы подойдем в следующей главе. А сейчас подведем краткие итоги рассмотрения основных психологических теорий.

Итоги

Фактические данные и наблюдения за ребенком могут по­лучить объяснение и интерпретацию только на основе какой-либо психологической теории, дающей общее представление о развитии человека. Теория позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные линии развития ре­бенка и дает конкретные понятия и термины для описания поведения детей.

Исторически сложились две группы теорий детского раз­вития - теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожден­ных механизмов, в другой - как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. В теории конвергенции развитие ребенка определяется факторами наследственнос­ти и среды одновременно.

Наиболее явно инстинктивная природа психики ребенка выступает в этологическом направлении психологии, где по­ведение человека рассматривается как цепь врожденных ин­стинктов.

Психоаналитическая концепция 3. Фрейда также строится на врожденных инстинктах ребенка. Психическое развитие Фрейд рассматривал как последовательное созревание и вза­имодействие трех уровней психики: либидо (ид), эго и суперэ-го. Периодизация психического развития строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений ребенка. Последо­ватели Фрейда (Эриксон) включают в этот процесс более широкий социальный контекст.

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и пси­хоанализ, в центр рассмотрения ставит опыт первых отноше­ний ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биоло­гических потребностей, а обеспечением защиты и безопасно­сти. Привязанность младенца генетически и эволюционно обусловлена, но то, в какой форме проявляется привязан­ность, зависит от материнского поведения. Степень привя­занности и внутренняя рабочая модель себя и другого скла­дывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

В основе концепции когнитивного развития Ж. Пиаже лежит созревание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, которая происходит через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Пиаже впервые выя­вил качественное своеобразие мышления ребенка и разрабо­тал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.

Теория социального научения рассматривает не созревание ребенка, а приобретение определенных, социально прием­лемых форм поведения, которое происходит благодаря соот­ветствующему подкреплению. Через механизм классического и оперантного (инструментального) обусловливания (общий у человека и животных) происходит закрепление одних реак­ций и отмирание других. Необихевиористы вводят для объяс­нения сложных форм поведения промежуточные перемен­ные, включающие когнитивные и эмоциональные процессы. В бихевиоризме предметом исследования является не пси­хика, а поведение человека, которое может быть измерено и изучено объективными методами.

Для выяснения относительной роли среды и наследствен­ности в психогенетике используют близнецовый метод, осно­ванный на сравнении развития детей с идентичной и различ­ной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.