logo

Социальная природа ролевой игры дошкольника

Согласно взглядам большинства зарубежных психологов дет­ская игра - это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с позиций психоанализа, детс­кая игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. Примитивная детская игра и высшие проявления че­ловеческого духа (наука, культура, искусство) — лишь формы сублимации, «обхода барьеров», которые ставит общество, из­начально антагонистичное ребенку, его естественным влече­ниям.

В основе игр ребенка, по Фрейду, как и в основе снов невро­тика, лежит одна и та же тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого своего рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: травма рождения, травма отнятия от груди, трав­ма «неверности» любимой матери, всевозможные травмы стро­гостей и наказаний и пр. Все эти травмы взрослые наносят ре­бенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство - чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в свете этих положений выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои травматичес­кие переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этих представлений создается впечатление, что ребенок в качестве

основного содержания своей жизни имеет не окружающий мир, а свои глубинные, сексуальные влечения.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представле­ния об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка, с позиции Пиа­же, в упрошенном, примитивном виде может быть представлен следующим образом. Сначала ребенок живет в своем собствен­ном, аутическом мире грез и желаний, затем под давлением мира взрослых возникают два мира — мир игры и мир реальности, причем первый имеет для ребенка более важное значение. Этот мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра при­надлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире жела­ний и неисчерпаемых возможностей. Этот мир не менее реален для ребенка, чем другой — мир взрослых. Наконец, под давле­нием мира реальности происходит вытеснение и этих остатков, и тогда остается только реальный мир с вытесненными желани­ями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте, по мысли Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах - в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих сфер есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, «вечно детского» с навязанным извне социальным, логическим, причинно обусловленным взрослым миром.

Как можно видеть, концепции Фрейда и Пиаже, несмотря на их принципиальные различия, имеют существенное сход­ство, которое заключается в изначальном антагонизме ребенка и общества. Если для психоаналитиков ребенок бежит от тяже­лой действительности в мир игры, то для Пиаже мир игры есть остатки еще не вытесненного взрослыми изначального собствен­ного мира ребенка. Однако в обоих случаях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы. Взрос­лые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, кото­рый по возможности сопротивляется этому, и способом такого сопротивления является уход в свой мир игры. Построенные на принципиально разных основах, эти два мира чужды друг другу и непримиримы. Между ними возможны только отношения противостояния и вытеснения.

Но мир маленького ребенка — это прежде всего мама, папа, т. е. близкий человек, который удовлетворяет все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношения со взрослым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже в случаях противостояния и про­тиводействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность почувствовать свою автономность и независимость. Ребенок живет не в вообра­жаемом мире грез, а в обществе людей и обстановке человечес­ких предметов. Именно они и составляют главное содержание мира ребенка. Специфика этого детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существо­вания в нем и его освоения. С этой точки зрения, детская игра - это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обще­ством — особой связи, характерной для дошкольного возраста.

В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к учас­тию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано не­посредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступно­сти для ребенка. Исследования Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объек­тивные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры. Стремление ребенка к самостоятельности и участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — на­чиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать Д. Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне опре­деленными условиями жизни ребенка в обществе.