logo
Самообразовательная деят-ть

Лекция в учебной деятельности студента

  1. Лекция как специфический метод обучения и ее место в организации учебного процесса.

  2. Техника конспектирования лекции. Организация конспекта.

  3. Рекомендации по эффективной работе на лекции.

  4. Роль памяти и внимания при работе на лекции.

В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия и их разновидности – семинары, лабораторные занятия, практикумы, коллоквиум, НИРС, самостоятельная работа студентов, различные виды практики. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. В то же время, лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа выступают как организационные формы обучения, т.к. являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.

Лекция является ведущей организационной формой и методом обучения на протяжении всей истории высшей школы с момента ее зарождения до наших дней. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.

Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Ни одна лекция не ставит перед собой цель полностью раскрыть ту или иную тему или проблему. Поэтому не стоит ожидать от преподавателя исчерпывающего изложения всего, что известно науке по той или иной проблеме. Назначение лекции – подготовка студентов к самостоятельной работе с литературой.

Конечно, можно было бы сказать, что вместо лекции и так можно было бы прочитать тот или иной материал в литературе. Однако:

- важно эмоциональное воздействие на лекции;

- оценка преподавателем, в том числе и критическая тех или иных научных положений, теорий, концепций, высказывание собственной точки зрения.

Есть такие дисциплины, по которым, согласно учебному плану, предусмотрены только лекционные занятия (т.е. нет практических занятий).

У лекции были и противники. В 1930-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал, резко снизился уровень знаний у студентов. Опыт показывает, что отказ от лекций снижает уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

В учебном процессе иногда складываются ситуации, когда лекционная форма не может быть заменена никакой другой:

- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации (особенно это относится к авторским курсам преподавателей или авторов собственных научных концепций);

- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

- отдельные темы курса, разделы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

- лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие преподавателя.

Лекция позволяет отследить логику развития знания.

Есть возможность что-то уточнить, задать вопросы.

Проблемная лекция, или проблемная ситуация (сотрудничество с преподавателем участие в добывании знания, формулировке того или иного теоретического положения) – не бояться отвечать на вопросы, не бояться ошибок решать задачи повышенной трудности, не бояться дискуссии, авторитета преподавателя или других (более сильных студентов). На такой лекции осуществляется процесс поисковой, исследовательской деятельности, или, по крайней мере, сближение с этим процессом.