logo
Самообразовательная деят-ть

Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова

Упражнение «Тональная палитра».

Произнесите каждую из следующих цифр – 3, 4, 5, 26, 30 – так чтобы каждая из них выражала:

  1. Иронию, усмешку.

  2. Безудержное веселье.

  3. Большую печаль.

  4. Угрозу.

  5. Страх.

  6. Разочарование.

  7. Удивление.

  8. Колебание.

  9. Робость.

  10. Упрек.

  11. Усталость.

  12. Панический ужас.

  13. Ликование.

Дикция

Хорошая дикция – четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идет о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений.

Хорошая дикция – одно из важнейших качеств психолога.

Скороговорки. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громко и быстро. Следите за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

  1. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

  2. Водовоз вез воду из-под водопровода.

  3. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, наш пономарь вашего пономаря перевыпономарит.

  4. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

  5. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

  6. Ткет ткач ткань.

  7. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

После неоднократного повторения скороговорок целесообразно проговорить их в движении, в сочетании с ходьбой, с движениями руки, пальцев для отработки синхронной работы дыхательной, голосовой, артикуляционной и двигательной систем.

Очень важна громкость речи. Если вы перед большой аудиторией будете говорить тихо, вряд ли вас кто-то будет слушать. Не стоит кричать перед двумя-тремя слушателями. Все зависит от ситуации, в которой вы находитесь.

Скорость речи. Когда говорят о скорости как о ритме речи, то имеют в виду изменение скорости речи. Нормальная скорость речи – два слова в секунду. Однако слова могут быть длинными или короткими, поэтому не всегда речь состоит из двух слов в секунду.

Скорость речи во многом зависит от темперамента выступающего.

Холерики и сангвиники, а также флегматики и меланхолики будут хорошо понимать друг друга. А вот холерики и флегматики (или меланхолики) понимать друг друга будут хуже или вообще не будут. У флегматиков или меланхоликов будет ощущение суетности происходящего.

Грамотность речи

Следует избегать тавтологии – повторения того же самого другими словами. Виды тавтологии:

Значительно упрощают нашу речь употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов и непроговаривание окончаний слов – они переводят ее на уровень бытового общения. А также создают ущербность нашего языка (ручечка, сумочка, столик, туфелька, книжечка, вопросик, проблемка, детки, ладненько, детки, ребятки и т.п.).

Не секрет, что состояние речевой культуры у нас оставляет желать лучшего. Хотя мы по-прежнему тешим себя надеждой, что россияне – самый читающий народ в мире, наш язык стал безграмотным, насыщенным «канцеляритом», молодежным сленгом, разнообразными жаргонами и т.п.

К сожалению, в речи некоторых студентов немало огрехов. К ним сегодня можно отнести словосочетания: «как бы», «на самом деле», «значит так», «в принципе», «м-м», «так сказать», «чисто», «это самое», «так называемые» и т.п. Это «на самом деле» «напрягает» (слово, как нельзя к стати, из молодежного сленга) слушателей.

Это – «нелегитимные слова», т.к. они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. употребляются не по прямому предназначению.

Если человек слишком часто употребляет в речи эти слова и словосочетания, то, скорее всего, он чувствует себя неуверенным. А неуверенным, как правило, чувствует себя человек, у которого неуверенность – черта характера.

Например, словосочетание «так сказать». Одно дело, когда оно употребляется в значении «так обычно не говорят», и другое, когда оно употребляется в речи будто бы и не к месту (нелегитимно). «Этот вопрос, так сказать, не по существу»; если это происходит часто или по отношению к словам, которые определенно входят в активный словарь этого человека, то следует с достаточной долей определенности говорить о той же неуверенности субъекта - не о неуверенности в чем-либо конкретном, а о неуверенности как черте характера, т. е. о так называемой паннеуверенности.

Сегодня, особенно в речи молодых людей довольно часто встречается словосочетание «как бы».

Эпидемия» нелегитимного употребления этого словосочетания пришлась в нашей стране на начало 1990-х годов, достигла своего пика где-то в середине 1990-х, а сейчас – разве что только у молодых людей, да и то не у всех. Почему так?

«Поскольку законное смысловое значение этой частицы (как частицы) – это проявление неуверенности в правильности сказанного («говорил, как бы и не желая общаться» - я не могу с уверенностью утверждать, что он не хотел общаться, но мне кажется, что он этого не хотел, поскольку говорил как бы нехотя), то когда эту же частицу употребляют как бы направо и налево, то таким образом тоже проявляют свою постоянную неуверенность вообще. А почему же это проявилось у нас в начале 1990-х? Это был период распада нашей страны, и нельзя было быть в чем-либо уверенным; социально-политическая обстановка в стране детерминировала всеобщую неуверенность, что, однако, начало спадать к началу XXI в. – периоду ощущений большей или меньшей определенности в жизни. И только у некоторых категорий людей, чей социально-экономический статус еще не определен..., она еще сохранилась».

Речевые огрехи – явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд. Произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке современного человека мгновенно влияют на формирование его имиджа – имиджа студента, а в дальнейшем – имиджа профессионального психолога.

Когда человек обладает высокой речевой культурой, тогда слушающие его люди легко понимает и усваивает слышимую речь и, соответственно, испытывает положительные чувства. А дальше начинает работать закон ассоциации: приятные чувства связываются с их источником, а потом вступает в силу закон максимизации наград: человека тянет туда, к тому объекту, от которого ему «хорошо». А это уже положительное отношение к говорящему человеку.

Несколько слов о норме произношения.

Самой типичной ошибкой является неверное ударение.

Если в польском языке или латыни ударение всегда падает на предпоследний слог, в чешском и латышском на первый, а во французском на последний слог, то в русском языке ударение усвоить трудно, т.к. оно подвижно и разноместно.

Например: телефон звонит, подписал договор, процент, доцент, километр.

Сосредоточение. Обусловливает. Подростковый. Катарсис. Генезис.

Часто шокируют таким проявлением малограмотности: «мы хочем»; «более доступнее», «я ложу» и т.п.

Неправильно произносятся слова иностранного происхождения: констатировать, инцидент, прецедент, компетентный, компрометировать, перспектива, бюллетень, плацкарта и др.

См. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000.

Построение фраз.

Предложение, состоящее из большого количества слов, трудно воспринимается слушателями.

Наилучшим образом воспринимаются фразы, состоящие из 10-13 слов. Из 14-18 слов – хорошо; из 19-25 – удовлетворительно; из 25-30 слов – с трудом.