Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
Упражнение «Тональная палитра».
Произнесите каждую из следующих цифр – 3, 4, 5, 26, 30 – так чтобы каждая из них выражала:
Иронию, усмешку.
Безудержное веселье.
Большую печаль.
Угрозу.
Страх.
Разочарование.
Удивление.
Колебание.
Робость.
Упрек.
Усталость.
Панический ужас.
Ликование.
Дикция
Хорошая дикция – четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идет о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений.
Хорошая дикция – одно из важнейших качеств психолога.
Скороговорки. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громко и быстро. Следите за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, наш пономарь вашего пономаря перевыпономарит.
Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
Ткет ткач ткань.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
После неоднократного повторения скороговорок целесообразно проговорить их в движении, в сочетании с ходьбой, с движениями руки, пальцев для отработки синхронной работы дыхательной, голосовой, артикуляционной и двигательной систем.
Очень важна громкость речи. Если вы перед большой аудиторией будете говорить тихо, вряд ли вас кто-то будет слушать. Не стоит кричать перед двумя-тремя слушателями. Все зависит от ситуации, в которой вы находитесь.
Скорость речи. Когда говорят о скорости как о ритме речи, то имеют в виду изменение скорости речи. Нормальная скорость речи – два слова в секунду. Однако слова могут быть длинными или короткими, поэтому не всегда речь состоит из двух слов в секунду.
Скорость речи во многом зависит от темперамента выступающего.
Холерики и сангвиники, а также флегматики и меланхолики будут хорошо понимать друг друга. А вот холерики и флегматики (или меланхолики) понимать друг друга будут хуже или вообще не будут. У флегматиков или меланхоликов будет ощущение суетности происходящего.
Грамотность речи
Следует избегать тавтологии – повторения того же самого другими словами. Виды тавтологии:
обилие вводных предложений перед тем, как перейти к сути. Человек так долго говорит во вводной части выступления, что забывает о цели, о сути выступления. Например: «Если мы посмотрим вопрос глубже, а мы это непременно сделаем, в чем я нисколько не сомневаюсь».
Когда несколько раз акцентируется один и тот же момент. («Я, собственно, скажу свое личное мнение»).
Рядом стоящие однокоренные слова (масло масляное, равноправные права).
Сочетание русских и иностранных слов-синонимов (памятный сувенир, неожиданный сюрприз, свободная вакансия). (Министр МВД, Министерство МЧС).
Значительно упрощают нашу речь употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов и непроговаривание окончаний слов – они переводят ее на уровень бытового общения. А также создают ущербность нашего языка (ручечка, сумочка, столик, туфелька, книжечка, вопросик, проблемка, детки, ладненько, детки, ребятки и т.п.).
Не секрет, что состояние речевой культуры у нас оставляет желать лучшего. Хотя мы по-прежнему тешим себя надеждой, что россияне – самый читающий народ в мире, наш язык стал безграмотным, насыщенным «канцеляритом», молодежным сленгом, разнообразными жаргонами и т.п.
К сожалению, в речи некоторых студентов немало огрехов. К ним сегодня можно отнести словосочетания: «как бы», «на самом деле», «значит так», «в принципе», «м-м», «так сказать», «чисто», «это самое», «так называемые» и т.п. Это «на самом деле» «напрягает» (слово, как нельзя к стати, из молодежного сленга) слушателей.
Это – «нелегитимные слова», т.к. они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. употребляются не по прямому предназначению.
Если человек слишком часто употребляет в речи эти слова и словосочетания, то, скорее всего, он чувствует себя неуверенным. А неуверенным, как правило, чувствует себя человек, у которого неуверенность – черта характера.
Например, словосочетание «так сказать». Одно дело, когда оно употребляется в значении «так обычно не говорят», и другое, когда оно употребляется в речи будто бы и не к месту (нелегитимно). «Этот вопрос, так сказать, не по существу»; если это происходит часто или по отношению к словам, которые определенно входят в активный словарь этого человека, то следует с достаточной долей определенности говорить о той же неуверенности субъекта - не о неуверенности в чем-либо конкретном, а о неуверенности как черте характера, т. е. о так называемой паннеуверенности.
Сегодня, особенно в речи молодых людей довольно часто встречается словосочетание «как бы».
Эпидемия» нелегитимного употребления этого словосочетания пришлась в нашей стране на начало 1990-х годов, достигла своего пика где-то в середине 1990-х, а сейчас – разве что только у молодых людей, да и то не у всех. Почему так?
«Поскольку законное смысловое значение этой частицы (как частицы) – это проявление неуверенности в правильности сказанного («говорил, как бы и не желая общаться» - я не могу с уверенностью утверждать, что он не хотел общаться, но мне кажется, что он этого не хотел, поскольку говорил как бы нехотя), то когда эту же частицу употребляют как бы направо и налево, то таким образом тоже проявляют свою постоянную неуверенность вообще. А почему же это проявилось у нас в начале 1990-х? Это был период распада нашей страны, и нельзя было быть в чем-либо уверенным; социально-политическая обстановка в стране детерминировала всеобщую неуверенность, что, однако, начало спадать к началу XXI в. – периоду ощущений большей или меньшей определенности в жизни. И только у некоторых категорий людей, чей социально-экономический статус еще не определен..., она еще сохранилась».
Речевые огрехи – явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд. Произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке современного человека мгновенно влияют на формирование его имиджа – имиджа студента, а в дальнейшем – имиджа профессионального психолога.
Когда человек обладает высокой речевой культурой, тогда слушающие его люди легко понимает и усваивает слышимую речь и, соответственно, испытывает положительные чувства. А дальше начинает работать закон ассоциации: приятные чувства связываются с их источником, а потом вступает в силу закон максимизации наград: человека тянет туда, к тому объекту, от которого ему «хорошо». А это уже положительное отношение к говорящему человеку.
Несколько слов о норме произношения.
Самой типичной ошибкой является неверное ударение.
Если в польском языке или латыни ударение всегда падает на предпоследний слог, в чешском и латышском на первый, а во французском на последний слог, то в русском языке ударение усвоить трудно, т.к. оно подвижно и разноместно.
Например: телефон звонит, подписал договор, процент, доцент, километр.
Сосредоточение. Обусловливает. Подростковый. Катарсис. Генезис.
Часто шокируют таким проявлением малограмотности: «мы хочем»; «более доступнее», «я ложу» и т.п.
Неправильно произносятся слова иностранного происхождения: констатировать, инцидент, прецедент, компетентный, компрометировать, перспектива, бюллетень, плацкарта и др.
См. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб.: «Норинт», 2000.
Построение фраз.
Предложение, состоящее из большого количества слов, трудно воспринимается слушателями.
Наилучшим образом воспринимаются фразы, состоящие из 10-13 слов. Из 14-18 слов – хорошо; из 19-25 – удовлетворительно; из 25-30 слов – с трудом.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету