2. Техника конспектирования лекции
Текст учебной двухчасовой лекции обычно представляет собой информацию, содержащуюся на 20-23 страницах машинописного текста. За это же время студент, обладающий хорошо сформированными навыками письма, сможет написать лишь не более 5-6 страниц. Нужно научиться конспектировать так, чтобы на этих страницах умещалась вся основная информация, сообщаемая преподавателем во время занятия. Есть два возможных пути решения этой задачи.
Первый – увеличение скорости письма. Обычно студенты успевают записать в минуту 20-30 слов. Чтобы писать быстрее, нужно, прежде всего, устранить имеющиеся отклонения от нормы, например, крупный почерк (нормальным считается почерк, в котором высота прописной буквы не более 3 мм), излишние завитушки в буквах и пр. За счет скорости письма можно добиться некоторого увеличения объема конспектируемой информации, но при этом ухудшается каллиграфия, правильность написания букв и слов – поэтому конспект, написанный таким образом, будет нуждаться в последующей расшифровке.
Другой, более эффективный путь – улучшение техники конспектирования. Конспектирование лекции – это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.
Конспект – это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора вырабатывается своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.
Преподаватель ориентируется сначала на средний темп конспектирования, затем – на быстрый.
Пример конспективной записи текста представлен на слайде (так наз. метод веера). Могут быть и другие методы.
Скоростное конспектирование лекций достигается использованием определенных способов и специальных приемов записи информации. В основе формирования индивидуальной техники скоростного конспектирования лежит ряд принципов:
1. Конспект – это не дословная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.
2. Конспект – это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.
3. Конспект пишется для последующего чтения, значит, форму записи следует сделать такой, чтобы ее можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время.
4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.
Организация конспекта
Где лучше писать лекции в тетради, или на отдельных листах? Тетради со съемными блоками и листами.
Лучше всего для конспектных записей подходят большие (А4) тетради. Страницы желательно пронумеровать, в конце тетради «накапливать» содержание: какая тема с какой страницы начинается.
Пользование ноутбуком, диктофоном.
Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.
В такой, да и в другой тетради (или на отдельных листах) страница делится на две зоны. Первая - слева 4 см (или 1/3 страницы) – информационно-справочная зона. Вторая зона – основное поле страницы. Есть и другой вариант: записи ведутся, например, на левой странице разворота, а правая остается в качестве информационно-справочной зоны. В такой зоне рекомендуется записывать возникающие вопросы, чтобы потом, в конце лекции их не забыть задать, новые слова и их краткое значение. Здесь же можно ставить знаки акцентирования положений конспекта:
NB – (обрати внимание) важно
! – внимание,
? – спросить,
& - не понятно,
^ - противоречие;
!! - очень важно;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например) и т.п.;
Нередко лекторы используют наглядные материалы - таблицы, схемы, рисуют на доске (интерактивной, мультимедийном материале) и др. В этом случае можно и нужно перенести таблицу или её фрагменты в свой конспект. Иногда бывает нелишне сопроводить таблицу или иной рисунок всевозможными пометками, стрелками, примечаниями, уточнениями и т.п. Одна такая «разрисованная» таблица может сполна заменить несколько страниц текста.
Не следует писать лекцию «сплошным текстом», т. к. его очень трудно читать и, следовательно, воспринимать. При этом не стоит забывать о приёмах пространственной записи: абзацы; выделение отдельной строки; отступы разной величины от начала строки; использование заглавных букв и печатных букв, различных подчеркиваний и иных выделений слов, словосочетаний и целых предложений.
Облегчает чтение и запоминание деталей цветовой элемент в записи. Различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Но следует помнить, что не стоит употреблять много цветов, а также и то, что это отнимает время (достать другую ручку и т.п.).
Одним из эффективных способов увеличения скорости записи информации является сокращение слов, для этого можно использовать различные приёмы. Существует большое количество их вариантов, важно, чтобы они были понятны студенту даже через длительное время. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:
1. Запись слова по первому и последнему слогам с использованием дефиса, например: ун-т (университет); лит-ра (литература); об-во (общество); гос-во (государство) и т.п.
2. Словосочетания, которые часто встречаются в тексте лекции, можно записывать начальными буквами, т.е. аббревиатурой. Например, ЦНС или НС; ПС (психические состояния); ТЛ (теория личности); МП (мнемический процесс) и др.
3.Запись некоторых слов на иностранном языке. Важно, чтобы на иностранном языке слово было короче, чем на русском. Например, «if» – если, «some» - некоторые. Используются общепринятые в иностранных языках сокращения: NB – лат. «хорошо заметь» - отметка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-либо часть текста, bis – лат. «дважды» - повторить, повторно и т. д.
4. Использование условных обозначений, принятых в других науках, например, в математике: < - меньше, > - больше, t – температура (или время), = - равно, + - прибавить, - - вычесть, ! – обратить внимание, ? – вызывает сомнения, ∑ (сигма) – сумма, 1/2 – половина и др. В психологии – греч. буква пси.
5. Используйте индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, если какой-либо термин часто встречается не только в психологии, но и в др. дисциплинах (история, философия, социология, культурология и др.) можно придумать систему, в которой каждая буква имеет своё значение. Обычно такая система сокращений создается далеко не сразу, постепенно.
Самым сложным, но наиболее эффективным приёмом записи лекции является переработка фразы, т.е. переформулировка того, что говорит лектор. Здесь важно уловить самое важное, главное.
Во время лекции главная задача студента состоит в том, чтобы осмысленно воспринимать материал и стремиться к его усвоению. Для этого необходима высокая внимательность, проявление мыслительной активности, волевых усилий. Для поддержания произвольного внимания и активного мышления нужно записывать план лекции и в ходе лекции постараться найти ответы на поставленные в плане вопросы, т.е. мысленно вычленить важнейшие смысловые положения лекции.
Возьмите на вооружение шесть ключей к успешному конспектированию: записывать; сокращать; структурировать; излагать; отображать; просматривать.
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.
1.Не начинайте записывать предложение с первых слов преподавателя. Сначала выслушайте всё предложение, ухватите мысль в целом, держите ее в уме пока не запишете. Т.е. слушать нужно не отдельные слова, а целые мысли.
2.Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
3.Не нужно записывать лекцию дословно, записывайте кратко, своими словами и только самое важное. Дословная запись лекции очень часто превращается в чисто механический процесс.
4.Схемы, таблицы и т.п. следует заносить полностью и точно.
5.Дословно записывать только определения, цитаты (если это подчеркивает преподаватель) и выводы.
6. Если лектор сослался на источник, его нужно обязательно зафиксировать.
7.Полезно после лекции ( в конце ее) оставить пустой лист для дополнительных записей по теме.
9. Каждый предмет ведите в отдельной тетради.
Все эти приёмы помогут конспектировать лекцию в два-три раза быстрее.
Обратите внимание на то, что практически все эти приемы конспектирования возможны при работе с тетрадью, а не с ноутбуком. В ноутбуке вы не сможете быстро и правильно сделать схему, рисунок, таблицу, т.е. отразить тот материал, который в несколько раз сокращает объем текстового материала.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету