2. Самостоятельность
Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как личность всегда самостоятельно прокладывает свой уникальный индивидуальный путь.
Быть самостоятельным – это значит «стоять самому, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению». В этом смысле самостоятельность может быть понята как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости в той или иной области социальной практики. В зависимости от области и уровня проявления самостоятельности судят о степени соответствующей зрелости человека: гражданской, социальной, политической, нравственной, умственной, профессиональной и т.д.
Самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, выражающимся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Иногда самостоятельность рассматривают как ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Иногда термин «самостоятельный» трактуется как «решительный, обладающий собственной инициативой; совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи».
В «Большом толковом психологическом словаре» понятие «самостоятельность» трактуется в двух значениях.
1) Самостоятельность вообще – это характеристика любой системы, когда в её отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех её компонентов.
2) В более широком смысле самостоятельность – это модель поведения человека, отражающая эту характеристику. Этот термин имеет тенденцию использоваться дополнительным предположением, что проявляющаяся самостоятельность определяется скорее внутренними факторами психологической природы, чем внешними факторами окружения.
В «Словаре практического психолога» самостоятельность истолковывается как «обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение». При этом поясняется, что «самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли». Это связь двусторонняя: с одной стороны «развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий»; с другой – «складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям».
Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность проявляется в действиях, совершаемых в силу твёрдого убеждения в правильности своего поведения.
Самостоятельность – это и способность принять на себя ответственность за целеполагание, за принятое решение, за выполнение и коррекцию решаемых задач, вопросов и проблем по нескольким эффективным вариантам действий.
По мнению С.Л. Рубинштейна, «человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми…». И далее: «Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения».
Современная практика свидетельствует, что при приёме на работу, при отборе кадров, работодателей интересует не только наличие у претендента на должность документа об образовании, но и его готовность немедленно, без чьей-либо помощи (без «наставничества», как это было в прежние времена) приступить к выполнению функциональных обязанностей, в полном объёме включиться в производственный процесс. Такая способность и готовность действовать самостоятельно и ответственно расценивается как важнейшее и весьма желаемое качество работника, поскольку свидетельствует, что приобретённые ранее знания и умения он может свободно применить в новых условиях, в реальной специфической ситуации.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету