2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
Запоминание. Это процесс включения вновь поступающих элементов в структуру памяти путем их ввода в систему ассоциативных связей. Это главная функция памяти, которая определяет полноту и точность воспроизведения материла, прочность и длительность его сохранения.
Различают запоминание:
произвольное и непроизвольное
механическое и осмысленное
опосредствованное и непосредственное.
Проблема произвольного и непроизвольного запоминания.
В тех случаях, когда непосредственным источником запоминания является сознательное намерение запомнить, мы имеем дело с произвольным запоминанием. Обычно ему противопоставляется запоминание непроизвольное, которое осуществляется в тех случаях, когда мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей.
Когда мы решаем математическую задачу, мы вовсе не ставим перед собой цель запомнить те числовые данные, которые имеются в задаче. Наша цель – решить задачу, а не запоминать имеющиеся в ней числа, и тем не менее мы запоминаем их, хотя бы и не надолго.
Хорошо известно, что при прочих равных условиях произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Намерение запомнить – одно из главнейших условий успешности запоминания.
Это положение хорошо знакомо каждому из личного опыта, из жизненных наблюдений. Вместе с тем, оно нашло свое четкое отражение и в экспериментальной практике. Одним из наиболее ярких примеров его значения является случай, описанный сербским психологом Радосславлевичем (1907) и многократно цитированный в психологической литературе.
Один из испытуемых этого исследователя не понял, в силу плохого знания языка, на котором говорил экспериментатор, задачи, которая была поставлена перед ним, - запомнить относительно небольшой (но бессмысленный) материал. В итоге этого непонимания оказалось, что запоминание даже небольшого материала не смогло осуществиться, несмотря на то, что материал был прочитан вслух 46 раз. Однако, как только задача запомнить была уяснена испытуемым, он смог воспроизвести весь материал совершенно точно после всего лишь шестикратного ознакомления с ним.
Т.о., мнемическая направленность играет решающую роль в продуктивности запоминания. Главное, что характеризует конкретное содержание направленности, - это требования, которым должно удовлетворять запоминание, т.е. что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания. С этой точки зрения можно говорить о направленности на то или иное качество запоминания». Такая направленность представлена рядом основных и наиболее типичных задач или установок, которые изменяются в каждом отдельном случае и тем самым определяют собой качественное своеобразие направленности запоминания.
Каковы задачи и установки мнемической направленности?
1) Направленность на ту или иную полноту запоминания. В одних случаях перед нами стоит задача (или у нас есть установка) запомнить все содержание того, что воздействует на нас (сплошное запоминание). В других случаях мы направлены на то, чтобы запомнить только часть того, что воспринимается нами: главные мысли текста, отдельные факты и т.п. (выборочное запоминание).
2) Направленность на точность запоминания, которая в одних случаях может относиться к содержанию того, что запоминается, в других – к форме его выражения. В последнем случае в качестве одной из крайностей выступает задача (или установка) запомнить тот или иной материл буквально, выучить его наизусть. Другая крайность – запоминание максимально «своими словами».
3) Направленность на запоминание последовательности того, что воздействует на нас. В одних случаях мы стремимся к тому, чтобы запомнить события, факты, словесный материал в той последовательности, в какой это было нам дано. В других случаях такая задача или установка отсутствуют, а иногда мы более или менее сознательно ставим перед собой даже обратную задачу – изменить воспринятую последовательность материала, сделать, например, словесный материал более логичным или просто более удобным для запоминания.
4) Направленность на прочность запоминания. В одних случаях мы ставим перед собой задачу запомнить материал возможно более прочно, на продолжительный срок, в известном смысле слова «навсегда». В других случаях запоминание направлено на то, чтобы сохранить материал в памяти в течение хотя бы только краткого времени, в частности, удержать его лишь настолько, чтобы иметь возможность воспроизвести только сразу после восприятия, в непосредственно следующий за этим момент.
Т.о., сам факт наличия или отсутствия мнемической направленности, а также характер мнемических задач, их конкретное содержание в значительной мере определяют собой как продуктивность, так и качественное своеобразие запоминания.
Механическое запоминание – запоминание точной последовательности тех или иных объектов, без установления логической связи между частями запоминаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т.д. Основой механического запоминания являются ассоциации. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того, чтобы устанавливалась такая связь, необходимо многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание связано с раскрытием различных логических (в частности, причинно-следственных) связей в запоминаемом материале. Такое запоминание является более продуктивным, чем механическое.
В этом случае центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления.
Необходимым условием осмысленного (или логического) запоминания является понимание. Понятие запоминается быстрее и точнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.
Однако практически оба вида запоминания – механическое и осмысленное – тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи.
Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов – 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в 6 раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т.е. количество повторений возрастает в 7,5 раза, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания.
Опыты Г. Эббингауза. Книга «О памяти».
Эббингауз был очень тонким экспериментатором. Он составил список более чем из 2300 бессмысленных слогов для заучивания. Бессмысленными слогами у него были искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласной между ними), образованные таким образом, чтобы не вызывать никаких смысловых ассоциаций. Очищенные от смысла, эти слоги лишь внешне походили на действительные элементы человеческой речи.
Выбирая их наугад и образуя из них ряды, он заучил около 1200 рядов по 13 слогов в каждом. Он прочитывал каждый ряд в ритме метронома (скорость 2,5 секунды на каждый слог) до тех пор, пока не мог дважды быстро и без запинки воспроизвести его в памяти. Затем, после 15-секундного перерыва, он приступал к заучиванию следующего ряда и т.д. Т.о., в течение каждого сеанса он заучивал 8 рядов слогов.
Единицей измерения, по отношению к которой Эббингауз определял величину сбережения при повторном заучивании, было общее время заучивания всех 8 рядов слогов (за вычетом 15-секундных пауз). Определяя каждый необходимый для построения кривой временной интервал, он многократно повторял эксперимент, заучивая различные ряды слогов.
Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема, закрепленного в памяти материала, невозможностью воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта.
Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим восстановление забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможным. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения поставленных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, особенно значимое содержание включается в формы поведения.
В принципе забывание – явление даже целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность – надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов такого включения является систематическое повторение того, что должно быть сохранено.
«Само по себе забывание, - пишет Л.С. Выготский, - т.е. исчезновение тех связей, которые у нас установились как временные, является фактом в высокой степени биологически и психологически полезным, так как именно благодаря этому возникают чрезвычайно разнообразные и гибкие формы поведения. Умение забывать ненужное, отбрасывать лишнее, размыкать связи после того, как они уже сделали свое дело, так же необходимо, как и установление новых связей; обычно приводится изречение Фемистокла, который в ответ на предложение научить его запоминать сказал: «Научи меня лучше забывать».
Т.о., мы увидели, что осмысленное запоминание гораздо более эффективно и продуктивно, чем механическое.
Поэтому давайте более подробно рассмотрим условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию материала.
Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группировкой их в виде плана. При использовании данного приема, мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую систему.
Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом случае, объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана – это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям – это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.
Непосредственное запоминание – запоминание материала таким, какой он есть, без всякой дополнительной переработки.
Опосредствованное – характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания, выполняющих затем роль «ключей» при воспроизведении материала.
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету