logo
Самообразовательная деят-ть

3. Самостоятельная работа студентов в вузе

На усвоение той или иной учебной дисциплины в учебном плане выделяется определенное количество часов. Однако не все эти часы являются аудиторными. Значительная часть часов (для заочников, как правило, 80%) отводится на самостоятельную работу.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов (СРС) предназначена не только для овладения той или иной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности брать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из проблемной (кризисной) ситуации и т.д.

Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

В вузе существуют различные виды и формы самостоятельной работы студентов. К видам самостоятельной работы относятся: самостоятельная учебная работа и самостоятельная научная работа.

Основные формы самостоятельной учебной работы:

1. Подготовка к лекциям и работа над конспектом лекции. Лекции – основной источник информации по многим предметам, позволяющий не только изучить материал, но и получить представление о наличии других источников, сопоставить разные взгляды на основные проблемы данного курса. Лекции предоставляют возможность «интерактивного» обучения, когда есть возможность задавать преподавателю вопросы и получать на них ответы. Поэтому имеет смысл находить время для хотя бы беглого просмотра информации по материалу лекций (учебники, справочники и пр.) и непонятные, а также дискуссионные моменты обсуждать с преподавателем, другими студентами.

2. Подготовка к практическому занятию: производится, как правило, с использованием методических пособий, состоит в теоретической подготовке (особенно для семинаров) и выполнении практических заданий (решение задач, ответы на вопросы и т.д.). Существует ряд форм практических занятий:

- семинар (с разбором теоретических вопросов в рамках какой-либо темы);

- практикум по освоению тех или иных навыков, методик;

- коллоквиум (семинар но итогам изучения нескольких родственных тем);

- лабораторные занятия с оборудованием (иногда с постановкой опытов).

Подготовка к семинарскому занятию производится по правилам выполнения задания практической работы, обычно по определенному вопросу и более или менее узкому кругу литературы (часто всего два-три учебных пособия).

3. Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы. Этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемый предмет содержит много неоднозначно трактуемых вопросов, проблем. Тогда преподаватель заведомо не может успеть изложить различные точки зрения, и студент должен ознакомиться с ними по имеющейся литературе. Кроме того, рабочая программа предметов предполагает рассмотрение некоторых относительно несложных тем только во время самостоятельных занятий, без чтения лектором.

4. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы.

5. Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов.

6. Консультации (в т.ч. индивидуальные) по сложным, непонятным вопросам лекций, семинаров.

7. Подготовка к зачету. Данная форма СРС может быть весьма разнообразной по своей сути, так как сам зачет бывает различным. Он проводится обычно по итогам семестра перед сессией в письменной или устной форме, причем преподаватель может включать в него вопросы как практических занятий, так и лекционных (что особенно уместно, когда по данному предмету не сдается экзамен). Главное отличие зачета от экзамена – не четырех-, а двухбалльная система оценки (зачтено - незачтено), что делает его получение несколько более простым делом. С другой стороны, порой процедура его сдачи достаточно сложна, а иногда применяется и четырехбалльная система оценки (так называемый дифференцированный зачет). Т. о., для сдачи зачета необходимо, прежде всего, выполнить все требования преподавателя, что предполагает знание этих требований. Нужно как можно раньше выяснить, какие вопросы предстоит готовить и каковы правила самой процедуры (учитывается ли посещаемость, надо ли пропущенные занятия отрабатывать, а если надо, то каким образом и т.д.).

Практика показывает, что хорошее посещение занятий является почти полной гарантией получения зачета, так как тогда можно быть в курсе всех требований преподавателя. И, напротив, большое количество пропусков может осложнить жизнь даже сильному студенту. Кроме того, необходимо учитывать, что проблемы могут появиться при распространенном подходе студента к практическим занятиям, когда многие работают первые месяцы вполсилы, накапливая задолженности по выполнению рефератов, практических заданий, конспектов и пр., а перед сессией пытаются все это сделать за одну неделю. Старайтесь распределять силы равномерно по всей дистанции семестра, и тогда зачетная неделя перед сессией будет не самой напряженной, а самой разгрузочной.

8. Подготовка к экзамену. Это один из самых ответственных видов самостоятельной работы, и в то же время предоставляет возможность сэкономить большое количество времени в период сессии, если эту подготовку начинать заблаговременно. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлением опорных конспектов, схем, таблиц.

Фактически основной вид полготовки к экзамену – «свертывание» большого объема информации в компактный вид, а также тренировка в ее «развертывании» (примеры к теории, выведение одних закономерностей из других и т.д.). Владение этими технологиями обеспечивает, пожалуй, более половины успеха. Тем более что преподаватель обычно замечает в течение семестра целенаправленную подготовку такого студента и может поощрить его тем или иным способом. Надо также правильно распределить силы, не только готовясь к самому экзамену, но и позаботившись о допуске к нему (часто это хорошее посещение занятий, выполнение в назначенный срок практических заданий, активность на семинарах). Наконец, необходимо выяснить условия проведении, самого экзаменационного испытания, использовав для этой цели прежде всего консультацию (хотя преподаватель обычно касается этой темы заранее): количество и характер вопросов, форма проведения (устно или письменно), возможность использовать при подготовке различные материалы и пособия (таблицы, схемы, тетради для практических занятий и т.д.).

Основные формы самостоятельной научной работы:

  1. Написание реферата.

  2. Подготовка доклада к конференции: часто студенты для выступлений на научных и научно-практических конференциях используют материалы курсовых работ. Это вполне оправдано, но тогда возникают два вопроса: как обеспечить этим материалам качество научного доклада, который должен решать определенную проблему, иметь новизну и актуальность: как быть первокурсникам, еще не защитившим ни одной курсовой работы. Видимо, каждый студент должен определиться с первой научной темой уже в первые месяцы учебы, что позволит расширить круг интересов, приобретать важные навыки исследователя.

  3. Участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС);

  4. Подготовка наглядных пособий;

  5. Выполнение курсовой работы: сопряжено с изучением какого-либо актуального вопроса в рамках предметов основной специальности (или на стыке разных дисциплин), зачастую имеющего и научную ценность. Многие студенты, выбирая тему работы (а также руководителя), уже на младших курсах держат в уме будущую дипломную работу. Именно такая ситуация позволяет наиболее тщательно подготовить материал и в течение всех лет обучения специализироваться на определенной проблематике. В этом случае, как правило, результатом является высокий уровень выполнения дипломной работы;

  6. Выполнение выпускной квалификационной работы: наиболее сложный вид самостоятельной работы студентов, венчающий процесс обучения в вузе. Для нее иногда отводится специальный период (несколько недель), но, как уже говорилось, намного лучше собирать материал в течение всех лет обучения, на четвертом курсе занимаясь выводами и оформлением.

Т.о., все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.

Уровни самостоятельной работы студентов

Необходимо отметить, что самостоятельная работа школьника и студента существенно различаются, - как по уровню самостоятельности, так и по видам и методам работы.

Организация самостоятельной работы различается и у студентов разных курсов. По степени трудности можно различить три уровня организации самостоятельной работы студентов: студентов-первокурсников; студентов средних курсов (2 и 3 курсы) и студентов-выпускников.

Наиболее сложным в организации самостоятельной работы является адаптация к вузовской системе обучения.

Адаптируясь к новым условиям обучения, студенту приходится преодолевать значительные трудности, проявляя при этом такие черты характера, которых не хватало в полной мере в старших классах школы, – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативу, умение владеть собой.

Значительная часть студентов видит себя в привычной для средней школы пассивной роли, а не в активной роли студента высшего учебного заведения.

Для студента вуза образование, кроме всего прочего, выступает как потребность, которую необходимо удовлетворить и в решении этой задачи ему приходится сталкиваться с целым рядом проблем, одной из которых является дидактический барьер.

При этом операционными барьерами оказываются:

Результаты исследования, проведенного среди студентов первого-второго курсов в ряде вузов страны, показали, что все опрошенные преподаватели вузов и большинство студентов считают, что школа в основном дает необходимые знания, умения и навыки. Но при этом они назвали конкретные недостатки, причины отсева студентов: отличные от школы содержание, формы и методы учебы в вузе; более серьезные требования к качеству знаний; необходимость проявления самостоятельности; умение перерабатывать большой объем информации.

Как показал анализ исследований, на первых курсах в числе причин низкой успеваемости и большого отсева (в основном из-за неуспеваемости):

Наибольшие трудности у студентов вызывает неумение рационально распределять свое время, причем девушки отмечают у себя отсутствие навыков самообразования и самоуправления деятельностью. Это обстоятельство весьма существенно для студентов-психологов, где девушки составляют большинство.

Организация самостоятельной работы первокурсника с первых его шагов в вузе сводится к тому, чтобы:

1) научить его правильно слушать и записывать лекции, воспринимать их;

2) научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях;

3) совершенствовать навыки работы с книгой;

4) научить правильно конспектировать литературу, готовить рефераты, выступать с докладами.

Не менее сложной по объему, содержанию и характеру является самостоятельная работа студентов 2 – 3 курсов. На данном этапе они только учатся готовить тезисы своих выступлений по исследуемой проблеме, доклады к конференциям по прослушанным академическим курсам, вузовским и региональным научным конференциям. Здесь же они начинают готовить курсовые работы, в ходе практики (учебной и производственной) выполняют элементарную опытную работу.

Что касается уровня самостоятельной работы на заключительном – 4 курсе, то важнейшей его характеристикой является выполнение научно-исследовательской работы. Её итогом становится выпускная квалификационная работа, подготовка которой требует от студента владения навыками работы по специальности, умение находить необходимую литературу, быстро в ней ориентироваться и т.д.