Выполнение рефератов и контрольных работ
В учебном процессе вуза получил широкое распространение такой вид самостоятельной работы как реферат. Особенно часто он используется при изучении гуманитарных дисциплин, хотя, по усмотрению преподавателей других дисциплин, выполнение реферата также может применяться при решении тех или иных задач.
Реферат (от лат. докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа (или его части), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом или его частью, и определение целесообразности обращения к нему.
В реферате указываются пути и методы исследования вопроса, приводятся основные фактические данные, излагаются выводы автора: доказывается, что нового вносит реферируемый материл в теорию и практику. Реферат позволяет в такой мере ознакомиться с содержанием произведения печати, что читателю становится ясно, найдет ли он в этом материале ответ на интересующие его вопросы.
В учебном процессе реферат понимается несколько в ином, более широком смысле: это – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и др. источников. Следовательно, главное, что должен показать студент, - это умение работать с литературой, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников. Это совсем немало и нет так просто, как может показаться, если, конечно, делать всё, как положено. А если студент взял одну книгу, переписал из нее несколько страниц, даже не сославшись при этом на автора, и этим ограничился, такую работу рефератом назвать нельзя. И она никому ничего не дает.
Польза от самостоятельной работы, в т.ч. работы над рефератом, будет только в том случае, когда в ее процессе студент воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволяет ему познать собственные психологические особенности – слабые и сильные стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли; учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности. Тогда самостоятельная работа над учебным курсом и над самим собой образует прочное единство и будет способствовать сознательному, творческому овладению наукой.
Объем реферата определяется, как правило, преподавателем той дисциплины, по которой выполняется работа, хотя и не исключено, что преподаватель может студентам самим определить объем реферата. Обычно оптимальным объемом реферата считается 12-15 страниц печатного текста.
Основные этапы работы над рефератом
Работа над рефератом принесет пользу его автору, а сам реферат вызовет интерес других лиц (сокурсников, преподавателей), если студент отнесется к его подготовке серьёзно, соблюдая все необходимые требования.
В организационном плане написание реферата – процесс разделенный во времени по этапам. Все этапы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап
Выбор (определение) темы письменной работы. Фиксация выбора темы. Согласование с преподавателем!!
Подготовительный этап включает в себя:
- поиск литературы по определенной проблеме с использованием различных библиографических источников;
- определение круга справочных пособий для последующей работы по теме;
- выбор литературы в конкретной библиотеке; составление плана работы.
Поиск литературы. Перед каждым желающим что-то основательно изучить стоит прежде всего вопрос: какая литература вообще существует по данной проблеме. Среди множества книг и статей по тому или иному вопросу имеются произведения различной степени трудности и различной научной и практической ценности, могут встретиться работы устаревшие, утратившие свое значение, опровергнутые в дальнейшем развитии науки и практическим опытом.
Вы можете воспользоваться любой библиотекой для выбора литературы – своей вузовской (научной библиотекой ЧелГУ), областной (ЧОУНБ), городской (Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, ул. Коммуны, 69).
Студент должен уметь самостоятельно ориентироваться в книжном фонде, уметь находить нужные книги. Ключ к этому – каталоги. В том числе электронные.
Необходимо обратить внимание на научность того или иного издания. Для кого оно написано, кому предназначено. Научность – важнейший признак любого справочного издания. Беря в руки энциклопедию или словарь, вы можете быть уверены в том, что пользуетесь достоверными данными (если не брать в расчет популярные справочники).
Энциклопедии, словари, энциклопедические словари бывают универсальными и отраслевыми (например, психологические словари). В качестве примера – словарь (Большой психологический словарь); Словарь практического психолога (Минск); Большой толковый психологический словарь в 2 Т. переводной; Психотерапевтическая энциклопедия и др.
Справочник – это издание, которое содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знаний, деятельности, тему. Например, справочники по психодиагностике и т.п. Следует обращать внимание на справочники, рассчитанные на специалистов (психологов), или на студентов по направлению психология (но не на педагогов и др. специальностей – гуманитарных, технических и пр.).
Важнейшая роль в поиске и использовании литературы принадлежит научным журналам. Оперативность информации, результатов проведенных недавно исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Материалы проведенных конференций. Журналы иногда поставляют самую актуальную, самую свежую и, безусловно, научную информацию. Кроме журнала «Psychology».
План реферата включает в себя, как правило, 2-3 пункта.
Здесь не нужны подпункты, как, например, в курсовой работе. Содержание пунктов (параграфов) должно отражать основные положения описываемой в реферате проблемы.
Можно примерный (рабочий) план набросать заранее, затем заниматься поиском литературных источников.
Однако при этом не следует искать названия материалов, точно соответствующие названию параграфов плана (или даже темы) реферата. Такого, как правило, не бывает. А иногда бывает и так, что название статьи вроде бы нам подходит, а по содержанию – не совсем то, что нам нужно.
Исполнительский этап
Включает в себя: чтение, анализ литературных источников; фиксация (ведение записей) прочитанного.
Чтение литературных источников. В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное.
Заключительный этап
Включает в себя обработку собранного материала и написание текста реферата; составление списка литературы.
Написание реферата. Первоначальная задача данного этапа – переработка и систематизация знаний. Систематизировать отобранные материалы – значит привести текст в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному ранее плану работы (реферата, контрольной работы).
Может быть введение – кратко – до 1 страницы.
В тексте должна быть логика. Одна мысль должны исходить из предыдущей, должна быть взаимосвязь, а не бездумное «складывание» отрывков из различных источников.
С точки зрения логики, реферат есть доказательство или опровержение какой-то главной мысли или тезиса. В общем виде такое доказательство чаще всего носит дедуктивный или индуктивный характер.
При индуктивном построении реферата сначала называют факты, затем делают из них выводы, а обобщая выводы, приходят формулировке тезиса. При дедуктивном построении поступают наоборот – сначала формулируют тезис, потом приводят факты его подтверждающие, а затем делают частные выводы. Всё должно быть строго, как в математике – общее положение, м.б. включающее несколько пунктов, позиций, затем их описание, раскрытие.
Выбор того или иного способа построения реферата зависит от многих факторов, начиная от темы и кончая вашими привычками и склонностями. Ясно, что рефераты по психологии, философии, истории и др. дисциплинам будут разными не только по содержанию, но и по построению (композиции) и по стилю изложения. Конкретные рекомендации и советы вам даст преподаватель той или иной дисциплины. Более того, у разных преподавателей могут различаться некоторые частные требования по выполнению рефератов или других письменных работ. В этом случае нужно, конечно, придерживаться требований преподавателя.
Стиль должен быть научным, терминология научная, а не обыденная, стиль не должен напоминать стиль учебника или популярного издания (требования, рекомендации, пожелания и т.п.). Как правило, работа пишется от третьего лица (для реферата или контрольной работы может быть исключение). Стилевые слова и словосочетания, употребляемые в работе – на слайде (примеры). Стиль следует отрабатывать, привыкать к нему. Для этого, изучая литературные источники (статьи и др.) обращать внимание на стиль, стилевые обороты авторов, делать для себя выписки.
При выполнении реферата следует учитывать критерии, по которым оценивается письменная работа:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в докладе.
Оценка за реферат – зачтено, не зачтено. Нельзя думать, что если реферат написан, то положительная оценка уже гарантирована.
Не допускать аббревиатур и сокращений, не являющихся общепринятыми.
Текст реферата должен быть вычитан – по бумаге. Сначала на предмет содержания, правильности оформления списка литературы затем - на предмет грамматики – орфографии, стилистики и пр. Затем, в случае необходимости, текст вновь отпечатать и еще раз вычитать. Только после этого прошивать и сдавать на проверку. При исправлении ошибок не обязательно строго следовать «указаниям» компьютера. Какие-то слова он может не распознавать. Не всегда правильно указывается необходимость тех или иных знаков препинания.
В конце текста (в самом конце - после списка литературы) – подпись автора и дата выполнения.
Прошить в обыкновенном скоросшивателе, не сдавать в скрепке или в файле. Не вставлять каждый лист в отдельный файл и не вставлять весь реферат в файл, а потом не вставлять этот файл в скоросшиватель.
Грамотно (с точки зрения русского языка) написанный текст, аккуратно прошитый (скоросшиватель чистый, не мятый, листы прошиты ровно) – важный критерий оценки реферата. Он свидетельствует о культуре студента, о его отношении к выполнению письменных работ, к данному предмету, да и к учебе в целом.
Составление списка литературы. Для реферата, контрольной работы – не менее 5 литературных источников. Отдельный файл. Накопление списка. Расставление источников по алфавиту. Полная библиография.
Дальнейшее относится ко всем видам письменных работ, включая курсовые и дипломные работы.
Библиографический список для письменных работ всех видов имеет стандартное название: «Список литературы».
Библиографический список располагается в алфавитном порядке – фамилия автора (затем – инициалы), заглавие книги или статьи.
Однотомные издания:
Семёнов, В.В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В.В. Семёнов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Инт-т биофизики клетки, Акад. Проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.
Многотомные издания
Гиппиус, З.Н. Сочинения [Текст] : в 2 т. /Зинаида Гиппиус ; [вступ. Ст., подгот. текста и коммент. Т.Г. Юрченко ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ, по обществ. наукам]. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – 2 т.
Отдельный том
Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.
Диссертации
Белозёров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. Наук : 07.00.02 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Белозёров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.
Материалы конференций
«Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001 ; Новосибирск). Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26-27 апр. 2001 г. [Текст] : [посвящ. 50-летию НГАВТ : материалы] / редкол.: А.Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск : НГАВТ, 2001. – 157 с. ; В надзаг. : Мэрия г. Новосибирска, Новосиб. обл. отд-ние Междунар. ассоц. По борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб. гос. акад. вод. трансп. – 300 экз.
Учебные пособия
История России [Текст] : учеб. Пособие для студентов всех специальностей / В.Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В.Н. Сухов ; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т.А. Суховой. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.
Журнал
Гордеева Т.О. Восьмая межднародная конференция по мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2003. - № 1. – С. 103-105.
Продолжающийся сборник
Циринг, Д.А. Особенности личностной беспомощности [Текст] / Д.А. Циринг // Вестник института психологи и педагогики / под общ. ред. С.А. Репина ; Челяб. Гос. ун-т. Вып. 2. – С. 164-167. – Челябинск : изд-во «Урал ЛТД», 2003. – С. 164-167. – (Проблемы общей и социальной психологии).
Сборники без общего заглавия
Гиляровский, В.А. Москва и москвичи [Текст] ; Друзья и встречи ; Люди театра / В.А. Гиляровский ; вступ. ст. и примеч. А. Петрова ; худож. И. Лыков. – М. : ЭКСМО-пресс, 2001. – 638 с.
Законодательные материалы
Российская федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с. ; 20 см. – 10000 экз. – ISBN 5-94462-025-0.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94, с.
Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. + рук. Пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. Требования: ПК 486 или выше ; 8 мб ОЗУ ; Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640х480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. Карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см.
В последние годы исследователи активно пользуются информацией, получаемой через Интернет. Оформлять такие источники нужно следующим образом:
Слово «Интернет» (без кавычек) записывается согласно алфавиту в списке литературы. После слова «Интернет» ставится точка.
На новой строке ставится черточка (-), после чего точно записывается поисковый сервер источника.
На следующей строке указывается год, месяц, число, а далее через пробел в один знак – час и минута.
Если указывается несколько источников из сети Интернет, слово «Интернет» пишется только один раз.
Внутри группы источников из сети Интернет публикации располагаются в хронологии времени записи информации в поисковом сервере.
Например:
Интернет.
- http//www/gn.apc.org/shumachercollege/Stephan/htr
2011-05-23 11.25
http//www/ualberta/ca/~cdnelson/pl/htm
2011-06-15 11.40
В список литературы необходимо включить всех тех авторов, на кого в тексте встречаются прямые или косвенные ссылки. Кроме этого, необходимо также указать тех авторов, которые, возможно, и не цитируются, прямо не указываются, однако их работы оказали существенное влияние в процессе работы над данным текстом.
Не стоит во всем доверять источникам из интернета. Электронные варианты не всегда соответствуют печатным изданиям. Необходимо обращать внимание на «наличие» автора электронной публикации и названия материала. Если всё это есть, то источник включать в список литературы по алфавиту с фамилии автора. Затем – название публикации, затем ссылка.
Например:
Бозаджиев В.Л. Профессиональные деформации личности психолога // http://www.rae.ru/meo/pdf/2011/03/2011_03_031.pdf
Оформление.
Писать только с одной стороны листа.
Нигде никаких рамок и т.п.
Заголовки должны соответствовать пунктам плана (содержания). Точки в заголовках не ставить.
Нумерация листов – сквозная, на тит. листе номер не ставить, но учитывать. Первый лист – титульный, второй – содержание (план), третий – текст работы. Номер страницы ставится по центру – цифра и точка.
Каждый новый пункт и список литературы начинать с нового листа.
Поля – слева 30, сверху, снизу – 20, справа - 15.
Шрифт times new roman. Шрифт применять только один.
Интервал полуторный.
Отступ (красная строка) –1,25.
Ничего не выделять (не подчеркивать и т.п.).
Индивидуальные консультации по выполнению курсовых и др. самостоятельных работ. График на стенде кафедры. А также по усмотрению преподавателя.
Если предусмотрена защита реферата.
Необходимо подготовить текст выступления на 5-7 минут. Отрепетировать, читая вслух, засечь время. Студент должен продемонстрировать знание основных положений содержания реферата, умение аргументировать выдвигаемые положения и иллюстрировать их примерами из практики образования взрослых.
Желательно, чтобы в процессе защиты реферата использовались средства наглядности (записи на доске, раздаточный материал, презентация и др.).
Отнеситесь к работе над рефератом творчески, постарайтесь сделать его содержание интересным и полезным для себя и для других студентов
- Самообразование и самостоятельная работа студентов
- 2. Самостоятельность
- 3. Самостоятельная работа студентов в вузе
- Лекция в учебной деятельности студента
- 2. Техника конспектирования лекции
- 3. Рекомендации по эффективной работе на лекции
- 4. Роль памяти и внимания во время лекции
- Практические занятия: подготовка и участие в их проведении
- 2. Память - проблемы запоминания и воспроизведения информации в процессе подготовки к семинарскому занятию
- 3. Речь при выступлении с докладом и при ответах на семинаре Техника речи Правильная осанка. Как нужно сидеть (или стоять) при ответе.
- Интонирование
- Упражнения на технику интонирования и эмоциональную нагрузку слова
- Выполнение рефератов и контрольных работ
- Выполнение курсовых работ
- Рецензирование и защита курсовой работы
- Самостоятельная работа с научной и учебной литературой
- 2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы
- Ведение записей прочитанного.
- Экзамены и зачёты: организация, особенности проведения, подготовка и построение ответа
- Организация промежуточной аттестации студентов (сессии)
- 2. Подготовка и сдача зачётов и экзаменов
- Вопросы к зачету