logo
Самообразовательная деят-ть

2. Динамика и способы чтения научной и учебной литературы

Читательская культура – часть общечеловеческой культуры, проявляющаяся в ориентации читателя в информационном потоке, в четком осознании цели чтения, понимании, усвоении, оценке и практическом применении содержания прочитанного, а также в уровне техники чтения и владение наиболее рациональными примами работы с книгой или иным текстовым источником.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели, задач и характера текста. Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать только существенно новое, составляющее основу знаний. Всё это способствует тому, что при помощи инструмента мышления в нашу память закладывается новое знание. Эта модель обработки информации помогает объяснить, что такое, в частности, быстрое чтение.

В зависимости от цели и задач, которые мы ставим перед собой, выбирается тот или иной способ чтения.

Ознакомительное (беглое) чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление.

Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые студенты упрощают процесс просмотра книги, сводя его знакомству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге.

При беглом знакомстве с книгой в основном нужно придерживаться следующего порядка:

- внимательно прочитать титульный лист (не обложку!), где указаны фамилия автора, название книги, место и год издания;

- найти в книге содержание (оглавление) внимательно ознакомиться с ним, т.к. в нем отражен логический план произведения, т.е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;

- прочитать или бегло просмотреть введение (или предисловие), чтобы более точно представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, источники и характер сведений, содержащихся в книге;

- ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего необходимо прочитать некоторые страницы, абзацы, отрывки, наиболее ценные и интересные с вашей точки зрения разделы. Это даст представление о стиле, языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги;

- важно просмотреть заключение (послесловие), где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в тексте книги.

Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Оно представляет активный сознательный процесс, в ходе которого анализируются факты, суждения, происходит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. В тех случаях, когда достигается совершенство, такое чтение частично переходит в аналитическое, которое мы отдельно не рассматриваем.

Навыки быстрого чтения:

- гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение;

- покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;

- помогут обрести новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

Не следует забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: углублённое, панорамное быстрое, выборочное, чтение-просмотр-сканирование. Рассмотрим некоторые из них.

Углублённое чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Иногда такой вид чтения называют аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин, его используют при знакомстве с материалом новой темы, таблицами.

Такое чтение предполагает вдумчивое отношение к тексту, стремление понять каждое новое слово, новое положение. Это сопровождается обращением к справочной литературе, уточнением любой новой информации.

Чтение учебника – это углублённое чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.

Панорамное быстрое чтение. Используются специальные тренировочные упражнения, благодаря которым студент добивается существенного увеличения угла (поля) зрения. Возникает эффект панорамного видения текста (эффект фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз). За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение. Разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста: внимание фиксируется только на аспектах текста, которые необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. В этом случае страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр-сканирование. Чтение-просмотр используют для предварительного ознакомления с книгой. С помощью этого метода определяют ценность книги: «пробегают» предисловие, по оглавлению выискивают наиболее важные положения, просматривают заключение, составляется «диагноз» книги. Сканирование – быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Развивая и тренируя зрительный аппарат, и особенно периферийное зрение, читатель при взгляде на страницу текста мгновенно обнаружить увидеть нужные сведения.

То же самое в полной мере относится и к чтению статей. Там тоже есть краткое введение (вступление), основное содержание и выводы.

Все это нужно делать с простым карандашом в руках, отмечая те места, на которые в дальнейшем следует обратить особе внимание и разобраться в них более подробно и основательно. Подчеркивание – горизонтальное и вертикальное. NB. Если книга (или другой литературный источник) не ваша (библиотечная), после изучения материала пометки карандашом стереть.

Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т.е. вспомогательным материалам. Необходимо ознакомиться с предметными, именными и др. указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, схемами, таблицами и др. иллюстрациями.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая от читателя умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.