Из истории вопроса
В первобытных условиях жизни семья в различных ее формах являлась и является единственным фактором воспитания, единственным передаточным пунктом для того наследия, которым владело старшее поколение и которое оно должно было передать младшему. Семья в современной ее форме единобрачия явилась результатом продолжительного культурного развития. <...> Патриархальная семья... чаще являлась довольно крупным обществом, члены которого были связаны друг с другом более или менее близким кровным родством. В таких семьях-обществах дети являлись в сущности общим достоянием, и потеря одного из родителей или обоих нисколько не меняла их положения и они проходили через воспитание, которое... было вне всякого сомнения общественного характера, а не семейного. <...> Обе формы воспитания, семейная и общественная, возникли в обособленном виде только на пути дифференциации из одного общего источника. <...>
Античная философско-педагогическая мысль поставила вопрос о семейном и общественном воспитании во всей его полноте в лице Платона и Аристотеля (в IV в. до Р.Хр.). Как спартанцы, так и афиняне сохранили форму семейной жизни, но их дети сравнительно быстро переходили в ведение общественного воспитания. Хотя спартанцы никогда радикально не порывали связи с семьей, но все-таки их воспитание шло по определенно общественному руслу, включительно до питания. (с.192) Древнегреческое общество настолько полно сознания, что дети являются общественным достоянием, что родиться в то время далеко еще не значило в массе получить право на жизнь. Это право получали только те дети, которые по своим физическим свойствам обещали стать в будущем полезными и достойными членами военного государства. Мальчики в Спарте уже в раннем детстве поступали в ведение общественного воспитания и оставались на этой колее вплоть до того момента, когда государство признавало их зрелость и право на брак. Но и афиняне, менее суровые и культурно более подвижные и одаренные, во многих отношениях уклонялись в сторону широкого общественного воспитания. И у них семья занимает очень скромное положение и совершенно затмевается общественной жизнью, неудержимо привлекавшей к себе живой дух афинских граждан. Второстепенное положение семьи как органа воспитания ярко сказалось у греков в том общем приниженном и бесправном положении, которое там занимала женщина-мать, не смевшая, например, участвовать в трапезе за столом своего мужа в присутствии посторонних людей. Иначе обстояло дело в Древнем Риме: воспитание детей было там всецело задачей семьи; даже подготовка к военной службе поручалась отцу мальчика, и римская матрона, как блюстительница домашнего очага, занимала совершенно иное положение, чем женщина Древней Греции: она пользуется огромным почетом и положением. <...>
Платон приводит... к мысли о необходимости создать идеальное государство. <...> [Он] первый додумал проблему абсолютного общественного воспитания до ее крайних следствий. Он решает передать детей общественному воспитанию, но идет гораздо дальше в том отношении, что и их питание с первых дней жизни должно стать общественным в том смысле, что оно подчиняется строжайшему контролю. Платон не остановился и на этом: видя в детях самое дорогое общественное достояние, он считает необходимым исключить произвол и хаос в их зарождении; он уничтожает не только семью, но и свободное право представителей полов на спаривание по своему усмотрению, чтобы радикально исключить возможность дурной наследственности или неблагоприятных условий зарождения.
Иначе взглянул на вопрос Аристотель. <...> Он относится к семье вполне положительно и во всяком случае доверяет ей воспитание в раннем дошкольном периоде. Он считает семью союзом, предназначенным для деторождения и продиктованным самой природой. Аристотель видит в ней основную вечную, неизменную ячейку общественной жизни; с его точки зрения общество и семья не только не исключают, но, наоборот, необходимо обусловливают друг друга; главный и наиболее надежный фермент семьи он видит в детях и их воспитании, и Аристотель с большим вниманием и тонким знанием жизни разбирает условия здорового взращивания и воспитания детей в семье, очень жизненно освещая взаимоотношения родителей и детей. (с. 193) Во взглядах этого античного мыслителя особенно важно то, что он считал общество совершенно немыслимым без семьи. <...>
Особенно интересна позиция христиан первых веков по отношению к семье и государству или светскому обществу. Рассматривая земную жизнь как временную и усматривая цель всех своих чаяний и стремлений в жизни вечной, в царстве Божьем, где все люди — братья, где кончается плотская жизнь и плотские интересы, первые христиане не могли проявить особенно благожелательного отношения ни к обществу, ни к семье, к этим земным учреждениям. Спасение было возможно, по их воззрениям, только в лоне христианства, и ради истинной веры ко всем истинным сынам ее предъявлялось требование пожертвовать земными родителями ради небесного. <...> Всемогущая католическая церковь [в средние века] рассматривала ее [семью] как законное явление, но выше все-таки ставила принадлежность к церковной семье, и все права отца на детей, как бы они высоки ни были, кончались у той грани, которая намечала столкновение с интересами церкви. Средневековое монастырское воспитание также представляется особой своеобразной формой общественного воспитания. <...> Дети проходили через твердо установленное жизнью и верою отцов воспитание.
На рубеже нового времени появляются робкие признаки светского критического отношения к семье как органу воспитания. <...> Уже в XVI в. мы встречаемся с оригинальной попыткой выйти за пределы семейного воспитания у французского писателя Монтеня. <...> Под влиянием общего стремления эпохи Возрождения к природе и естественности он вводит этот идеал и в свою педагогическую теорию и рекомендует воспитывать ребенка на лоне природы, в чужой трудовой семье. Сознание, что семья не удовлетворяет всем современным требованиям к воспитанию, привело утопистов к проектам общественного воспитания, навеянным, без сомнения, античным миром. То же убеждение в неудовлетворительности традиционного семейного воспитания привело Локка к идее заменить неподготовленных родителей умелым воспитателем, а у Коменского в XVII в. появляется идея прийти на помощь семье материнскими школами, которые служат своего рода предтечами детских садов.
Чем дальше развивалась широкая торгово-промышленная жизнь Европы, тем большее пробуждалось сознание, что в семейном воспитании кроются большие недочеты. Все эти мотивы претворились в XVII в. у Руссо в пламенный протест против культуры и культурного распада, принесшего естественно и упадок семейных нравов и семьи как органа воспитания. С присущим ему темпераментом Руссо констатирует, что отцы и матери бросают своих детей на руки чужих людей. (с.194) Руссо рисует идеал естественного воспитания на лоне природы, вдали от культурного общества, но было бы большой ошибкой думать, что он отказался от семьи и семейного воспитания. Наоборот, весь ход его мыслей определяется тем, что он стремится создать своего рода педагогических Адама и Еву, которые основали бы новую здоровую семью, способную воспитывать детей, и понесли бы обновление и оздоровление во все человечество. «Нет матери, нет и дитяти», — говорит он.<..->
Весь вопрос в его современной широкой народной постановке вырос впервые у Песталоцци. <...> Спасение он видел в оздоровлении семьи и в восстановлении трудового семейного воспитания. Все труды Песталоцци красноречиво говорят нам о том, как сердце Песталоцци переполняется умилением и восторгом, когда он произносит слово «мать». <...>
Резким сторонником общественного воспитания, включительно до полной передачи детей ведению воспитательных учреждений, выступил немецкий философ Фихте, но и он оговаривает: все это делается для того, чтобы изолировать детей от испорченного общества, а когда общество оздоровится в достаточной мере путем нового общественного воспитания, тогда можно будет пересмотреть весь вопрос и установить, какие задачи воспитания можно снова вернуть семье. Этот проект встретил целый ряд бурных протестов крупных людей того времени. <...> С тех пор спор о семейном и общественном воспитании никогда не прекращался, он велся то в более бурной, то в менее заметной форме. <...>
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния