logo
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

Внутренние условия упражнения

Что касается внутренней стороны умственных упражнений, то наиболее важное значение имеют три следующих условия:

а) закрепление (фиксирование) умственных успехов;

б) развитие внимания;

в) обучение речи. <...>

Развитие речи. Так как все дети более или менее легко выучи­ваются говорить, то, казалось бы, потому, что сама функция речи представляет простую задачу. Но ввиду того что человеческое сло­во стоит в самом ближайшем отношении к процессам мысли, зна­чение речи и обучение ей приобретают особую важность в деле умственного развития ребенка. Прежде всего необходимо сказать, что обучение речи далеко не является полным и совершенным у большей части детей. Даже и взрослые не в одинаковой степени и полноте изучили речь и неодинаково свободно владеют ею.

Человеческое слово имеет многообразное значение в деле ум­ственного развития. С одной стороны, слова служат материальной основой или физической оболочкой мысли, а с другой стороны, обладание речью упрощает все умственные процессы, так что даже умение читать и писать дает 26 % экономии умственного труда. Да­лее, третье, не менее важное свойство речи заключается в ее спо­собности связывать и объединять различные ассоциативные про­цессы и служит к возбуждению их. <...> Такое важное значение слова для мысли делает понятным раннее возникновение речи у дитяти: дети начинают говорить раньше, чем ходить. (с.220) Уже один этот факт показывает, что речь есть нераздельный спутник процесса мысли и появляется у дитяти непосредственно вслед за появлени­ем первых признаков внутреннего внимания. Этот высший вид вни­мания возникает в конце первого года жизни, а речь является в начале второго года. Но понимание чужой речи становится доступ­ным для ребенка одновременно с развитием у него зачатков внут­реннего внимания. Обучение речи составляет, таким образом, один из самых могущественных источников для развития внимания. <...>

Задача обучения речи обнимает две стороны — внешнюю и внут­реннюю. С внешней стороны обучение речи нужно рассматривать как восприятие ряда звуков и закрепление их в памяти. Для ско­рейшего достижения этого результата необходимо, чтобы ребе­нок слышал медленную, отчетливую, внятную речь. Такая речь запоминается скорее и глубже. Отечественная речь должна быть изучена раньше иностранной, так как к ней есть естественное, природное предрасположение.

С внутренней стороны задача изучения речи более сложна. Ос­новным требованием здесь является ознакомление ребенка со смыс­лом и значением слов. Внешнее изучение речи, т.е. знакомство со словами, совершается относительно легко и скоро, изучение же смысла слов и искусство связывать или ассоциировать слова с их значением гораздо труднее и требует продолжительного срока. <...>

Обучение речи, начавшееся в раннем детстве, продолжается и в последующие годы, в течение всего периода второго детства (7—14 лет), в это время на сцену выступают:

  1. ) обучение чтению и письму. Выразительное чтение;

  2. ) высшие, словесно-мыслительные упражнения. К последним относятся: пересказ прослушанного, пересказ прочитанного, пись­менное изложение прослушанного, письменное изложение про­читанного.

В общей сложности все исчисленные упражнения называются словесным обучением или изучением родной речи, отечествен­ного языка и т.д. Словесное обучение и словесное развитие имеют значение не только образовательное, но гораздо более воспита­тельное, как самое надежное орудие развития мысли и правиль­ного понимания.