Любовь к нашим детям
Симонович А. С, Симонович Я. М. Любовь к нашим детям // Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей: Статьи. — СПб., 1874.-Т.1.-С. 63-186. (.с.228-237)
Чувство любви родителей к своим детям есть одно из самых законных чувств человеческой природы. <...> Родительская любовь в отношении к их детям обнаруживается следующим образом: родители, любящие своих детей, желают, чтобы последним было хорошо, чтоб они были счастливы не только в то время, когда они находятся под их руководством, но и после их детского возраста, когда они становятся взрослыми и самостоятельными. <...> Степень любви родителей к детям может измеряться поступками их относительно последних. Чем более поступки родителей лишены эгоистических целей, а имеют целью счастье детей, тем более родители любят своих детей. Чем больше родители выносят лишений, страданий из-за детей, тем сильнее, возвышеннее любовь их. Поэтому любовь родителей, отказывающих себе в куске хлеба ради своих детей, имеет несравненно большее значение, нежели любовь блаженствующих в роскоши и излишестве родителей, осыпающих своих детей разными драгоценностями. <...> (с. 228) Тем не менее, вглядываясь в отношения родителей к детям, обнаруживается многое, совершенно не соответствующее слишком воспеваемой родительской любви. Очень хорошие во всех остальных отношениях родители поступают иногда так в отношении к своим детям, что не только не содействуют их счастью и благосостоянию, но, напротив, делают их самыми несчастными существами. <...>
Наше обыкновенное, рутинное, воспитание, начиная с самого рождения дитяти, таково, что ведет, как оказывается при внимательном наблюдении, не к благу и счастью воспитываемого ребенка, а к результатам совершенно противоположным. <...>
Ребенок начинает ходить. Он начинает карабкаться на разные возвышения, на стулья, лестницы и т.д. Нежные и предусмотрительные родители останавливают ребенка на каждом шагу: не ходи туда, упадешь! Как можно так карабкаться, ведь упадешь, больно будет! Ребенок только что и слышит предостережения от неведомой ему опасности и, оставленный на минуту один, действительно вкарабкается куда-нибудь и падает, нанося себе на самом деле значительный вред, после чего, конечно, исчезнет всякое желание предпринимать столь отважные планы, и ребенок делается неповоротливым, ленивым, неловким. <...>
Ребенок получает желание все трогать, осматривать. Тут обширное поле действия любящим родителям. Всякая вещь в их глазах опасна для ребенка: самовар не трогай — обожжешься, ножницы не трогай — обрежешься, вилку не трогай — глаз выколешь, стакан не трогай — разобьешь и обрежешься, палку не трогай — ушибешься, песок не трогай — глаза засыплешь и т.д. У ребенка все отнимают и суют ему в руки разные действительно безвредные игрушки. Он поневоле теряет свою первоначальную наблюдательность, живость, любознательность, качества, развивающиеся в ребенке, не испорченном ложной любовью родителей. Ложная любовь последних доходит еще дальше. Ввиду блага и счастья своего питомца его сторожат аргусовыми (Аргус — в греческой мифологии многоглазый великан, стерегущий по приказу богини Геры возлюбленную Зевса Ио. Переносный смысл — бдительный страж. (Примеч. сост.) ) глазами и чуть только кашлянет — ему дают лекарство от кашля, он ляжет на живот — его лечат от животной боли... и тому подобные меры. От лекарств организм ребенка расслабляется, делается чувствителен до крайности.
Некоторые родители выражают свою любовь к детям еще курьезнее: они доставляют им постоянное удовольствие есть разные, дорогие лакомства и из сущей любви делают их обжорами, единственный идеал которых — лакомые кушанья.
Любящие родители также начинают учить своих детей как можно раньше читать, писать, говорить наизусть басни и стихи, с целью, чтоб дать им прочное образование и сделать их способными и даровитыми людьми. (с. 229) Жаль только, что средство не соответствует цели, ибо раннее учение не только не способствует тому, чтоб производить даровитых детей, но, напротив, способствует тому, чтоб дети получили совершенное отвращение к обучению и образованию, а иногда ребенок от раннего обучения просто тупеет; понятия его спутываются, он делается мрачным и кончает очень плачевно жизнь.
Любящие родители желают сделать своих детей нравственными и с этой целью твердят им: будьте сострадательны! Дают им деньги для раздачи бедным или заставляют их отдавать свои ненужные им вещи. Удивительное сострадание — отдавать другим ненужную вещь или чужие деньги, цена которых даже неизвестна ребенку. С целью развития нравственности же ему говорят, что все люди братья его, что всех нужно любить, а между тем позволяют ему обращаться грубо с прислугою и подают ему в этом достойный пример. С целью развития нравственности ему твердят также: будь прилежен, занимайся, между тем как показывают в этом отношении самый противоположный пример.
Что же выходит из детей, которых родители воспитывают, руководствуясь своею ложной бессознательной, рутинной любовью: да выходит, что мы встречаем на каждом шагу — расслабленных, хилых детей и вследствие этого хилых и расслабленных людей. Что же иное может произвести воспитание, которое не применяет детей к окружающей среде, а именно претензию применять среду к детям и, следовательно, не готовить детей к борьбе с жизнью. Маленьких детей ставят под стеклянный колпак и ограждают от холодного дуновения, от свежего потоку воздуха, от прикосновения вещей, а так как рано или поздно они приходят в столкновение с не согретым воздухом, они не выдерживают его и погибают. Точно так же и взрослых детей ставят под стеклянный колпак, ограждают от внешней жизни, показывают ее в ненастоящем, ложном свете, но так как рано или поздно не миновать столкновения с настоящей, неподкрашенной жизнью, столкновение не выдерживается, и молодые люди погибают физически или нравственно.
Наблюдая жизнь, мы встретим самые поразительные примеры ложного, невежественного воспитания, примеры, доказывающие, что родители имели в виду счастье детей, а достигают противоположных результатов. <...> В жизни не всегда бывает так, как заранее предположишь. Тысяча мелких случайностей нарушают обычный ход жизни; и первые неудачи легко сразят слабых и неподготовленных детей, бедных умственно и нравственно. <...>
Почему же родители, искренно желая счастья своих детей, чаще всего не достигают этого результата? Потому, что они сами были дурно воспитаны и не понимают сами настоящего значения жизни, а воспитывают своих детей по принятым обычаям. (с.230) Лучшим доказательством, что они на самом деле воспитывают бессознательно, служит то обстоятельство, что всякий нехороший поступок ребенка всегда крайне опечаливает и удивляет их, между тем как всякий разумный наблюдатель должен предвидеть и предсказать неизбежное следствие известных причин. Можно ли удивляться, что ребенок простуживается, если он живет в чрезмерно топленных комнатах? Можно ли удивляться, что ребенок жаден, если он постоянно отдавал ненужные или чужие вещи? <...> Пока родители будут руководствоваться в воспитании одною любовью к детям, не сопровождая истинным знанием того, что на самом деле может их сделать счастливыми, не руководствуясь последним словом науки, до тех пор дети будут воспитываться не для настоящей жизни, т.е. не для борьбы с жизнью, и, следовательно, не будут счастливыми.
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния