logo
khrest_po_i-i_gl_2_s_192-257doc

В защиту общественного воспитания

<...> Уклонение от семьи как органа воспитания возможно в двух направлениях: одно — это радикально -общественное воспи­тание и другое — это индивидуальное, единичное воспитание. Но эта идея замены семьи воспитателем немедленно отпадает для нас как широкий педагогический вопрос, потому что на этом пути, помимо опасности утраты человечески мягкого, интимно лично­го характера воспитания, открывается перспектива такой аристократизации воспитания, которая делает воспитание только уделом немногих лиц. <...>

Наиболее законченную и продуманную форму его [обществен­ного воспитания] дал греческий мыслитель Платон. <...> Прин­цип его остается вполне ясным: на место семьи, утрачивающей свое значение, при радикально проведенном общественном вос­питании становится определенная общественная организация, руководимая сведущими специалистами — педагогами, которой и поручаются дети с момента их рождения или несколько позже. Эти учреждения не раз назывались компрометирующим именем «детских казарм», и повод к этому подали следующие соображе­ния: социализация воспитания неизбежно ведет к социализации целого ряда других сторон жизни. <...> Дети переходят уже всеце­ло в руки государства или общества. ( с.202) Они будут рождаться в соотвестствующих учреждениях, а затем поступают уже всецело в руки призванных воспитателей. Большинство сторонников обществен­ного воспитания настаивают на том, что физическое материнство не совпадает с желанием быть духовной матерью, и часто мать теперь видит большую тяготу в обязанности воспитания детей: у ней часто нет не только умения, но и желания отдать детям свои силы. <…> Детям, таким образом, совершенно не может быть ме­ста в семье, и они живут в особых домах в определенном количе­стве. Так как роль воспитателей здесь с самого начала не совпадает с ролью родителей, то такие учреждения их противники и окрес­тили именем казарм. <...>

Основной принцип организации общественного воспитания вполне ясен: он ставит на место семьи определенную обществен­ную организацию, и детей в этом случае воспитывают в обществе других детей вне всякого обязательного отношения к кровному родству опытные профессионалы-воспитатели, оплачиваемые за свой труд государством или обществом. <...>

При общественном воспитании на место естественных воспита­тельных элементов выступят педагогические суррогаты. <...> Пусть их отношения к детям не будут согреты любовью, основанной на кровном родстве, но у них будет идейная любовь к своему делу…