В защиту общественного воспитания
<...> Уклонение от семьи как органа воспитания возможно в двух направлениях: одно — это радикально -общественное воспитание и другое — это индивидуальное, единичное воспитание. Но эта идея замены семьи воспитателем немедленно отпадает для нас как широкий педагогический вопрос, потому что на этом пути, помимо опасности утраты человечески мягкого, интимно личного характера воспитания, открывается перспектива такой аристократизации воспитания, которая делает воспитание только уделом немногих лиц. <...>
Наиболее законченную и продуманную форму его [общественного воспитания] дал греческий мыслитель Платон. <...> Принцип его остается вполне ясным: на место семьи, утрачивающей свое значение, при радикально проведенном общественном воспитании становится определенная общественная организация, руководимая сведущими специалистами — педагогами, которой и поручаются дети с момента их рождения или несколько позже. Эти учреждения не раз назывались компрометирующим именем «детских казарм», и повод к этому подали следующие соображения: социализация воспитания неизбежно ведет к социализации целого ряда других сторон жизни. <...> Дети переходят уже всецело в руки государства или общества. ( с.202) Они будут рождаться в соотвестствующих учреждениях, а затем поступают уже всецело в руки призванных воспитателей. Большинство сторонников общественного воспитания настаивают на том, что физическое материнство не совпадает с желанием быть духовной матерью, и часто мать теперь видит большую тяготу в обязанности воспитания детей: у ней часто нет не только умения, но и желания отдать детям свои силы. <…> Детям, таким образом, совершенно не может быть места в семье, и они живут в особых домах в определенном количестве. Так как роль воспитателей здесь с самого начала не совпадает с ролью родителей, то такие учреждения их противники и окрестили именем казарм. <...>
Основной принцип организации общественного воспитания вполне ясен: он ставит на место семьи определенную общественную организацию, и детей в этом случае воспитывают в обществе других детей вне всякого обязательного отношения к кровному родству опытные профессионалы-воспитатели, оплачиваемые за свой труд государством или обществом. <...>
При общественном воспитании на место естественных воспитательных элементов выступят педагогические суррогаты. <...> Пусть их отношения к детям не будут согреты любовью, основанной на кровном родстве, но у них будет идейная любовь к своему делу…
- Отечественная социальная педагогика
- Раздел II
- Общественное или семейное воспитание?
- Из истории вопроса
- Элементы семьи как органа воспитания
- Современный кризис семьи как органа воспитания
- В защиту общественного воспитания
- Против исключительного общественного воспитания
- В защиту семейного воспитания
- Ценность семейных связей для детей и взрослых
- Соединение семейного и общественного воспитания как ответ
- Семья как воспитательная сила
- Значение матери
- Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей
- Об умственном и нравственном развитии ребенка
- Умственное развитие и умственное воспитание детей
- Внутренние условия упражнения
- Воспитание воли и характера ребенка
- Любовь к нашим детям
- Отношение матери к воспитанию
- Хождение и речь ребенка
- О внешней среде при воспитании
- Социальная роль семьи и школы
- Как воспитать настоящего человека
- Введение
- Отношение к родителям, родным, близким
- О воспитании своих детей
- Об отношении семейного воспитания к государственному
- Воспитательные влияния